ал-ХУДЖВӢРӢ, Абӯ-л-Хасан ‘Алӣ б. ‘Ус̱ма̄н ал-Газна̄вӣ ал-Джулла̄бӣ (ум. между 1072 и 1076-77 гг.) — автор первого в литературе на персидском языке труда по суфизму, в котором систематически изложены его история и сущность, мировоззрение и практика суфиев. Родом из Худжвира (квартал в г. Газни), из семьи, члены которой были известны благочестием и подвижничеством, суннит ханафитского мазхаба, ал-Х. стал убежденным сторонником «трезвого» мистического пути школы ал-Джунайда (ум. в 910 г.). Среди его учителей — знаток Корана и предания суфий-ханафит Абу-л-Фадл Мухаммад б. ал-Хасан ал-Хутталани и шайх Абу-л-‘Аббас Ахмад б. Мухаммад аш-Шаккани (или Ашкани). Значительную часть жизни ал-Х. провел в странствиях, Хузистана и от Индии до Сирии. Свою жизнь он завершил в Лахоре, где и написал единственное дошедшее до нас (из десяти написанных) сочинение — Кашф ал-махджуб ли-абрар ал-кулуб. Дата завершения труда неизвестна, но скорее всего он был написан ал-Х. в последние годы жизни как ответ на просьбу некоего Абу Са‘ида ал-Худжвири изложить «в точности путь суфиев и сущность их подвигов» и объяснить «их вероучения и речения». При работе над сочинением ал-Х. использовал около двух десятков трудов по мистицизму на арабском языке (в том числе Китаб ал-лума‘ Абу Насра ас-Сарраджа и ар-Рисала ал-Кушайри), большая часть которых до нас не дошла. Композиционно Кашф ал-махджуб четко делится на две части: первая — вводная из 14 глав (баб), в которой анализируются вопросы добровольной бедности и духовной чистоты й суфизме, приводятся биографические очерки о 74 суфийских шайхах, отмечается наличие двух основных течений (западное и восточное), а также тщательно разбираются и объясняются учения 12 «школ», или толков (мазхаб) в суфизме, из которых «10 одобряются, а отвергаются». Только школа ал-маламатийа упоминается в более ранних трудах ас-Сарраджа, ас-Сулами и ал-Кушайри на арабском языке, об остальных ал-Х. сообщает первым. Вторая часть, являющаяся собственно ответом, состоит из 11 разделов, названных Кашф ал-хиджаб. В ней рассматриваются философские положения, доктрины и практика мистического пути, соответствие их нормам шариата, технические термины, принятые в среде мистиков и т. п.
Ал-Х. поставил перед собой задачу представить систему положений суфизма во всей полноте, методично излагая и анализируя его доктрины. Касаясь того или иного вопроса, он, как правило, приводит суждения более ранних авторов и только в конце высказывает личную точку зрения. Свои доводы он широко иллюстрирует примерами из собственной практики. В суждениях он осторожен и не делает крайних выводов, опасаясь больше всего обвинения в пантеизме, который он провозглашает «заблуждением», отрицая состояние фана’. Ал-Х. часто и настойчиво подчеркивает, что каждый суфий, в том числе и достигший высшей степени святости, обязан исполнять требования религиозного закона. По его мнению, следует запретить новообращенным посещать радения с музыкой, эротическими песнопениями и танцами. Кашф ал-махджуб оказал громадное влияние на последующую суфийскую персоязычную литературу. Ссылки на него (с указанием источника и без указания) мы находим и у ‘Аттара (Тазкират ал-аулийа’), и у Джами (Нафахат ал-унс), и у других авторов.
Лит-ра: В. А. Жуковский. Предисловие. — Ал-Худжвири. Кяшф, 2—57; al-Hujwiri. Kashf, 9—16; ‘Аттар. Тазкира, 1, 36, 57, 208, 229, 2, 37, 68, 86, 93, 115; Djami. Nafahat, 132, 168, 218, 318—319, 321, 329, 358—359, 360; G. Lazard. La langue des plus anciens monuments de la prose persane. P., 1963, 88—91.
О.Ф.Акимушкин