ан-Насафи Наджм ад-дин Абу Хафс ‘Умар б. Мухаммад б. Ахмад (1068–1142) — учёный-энциклопедист: теолог-матуридит, факих-ханафит, мухаддис, филолог и поэт.
О биографии ан-Н. Н. сообщают более 20 источников, главные из них ал-Ансаб и ат-Тахбир фи-л-му’джам ал-кабир Абу Са‘да ас-Сам‘ани (ум. в 1167 г.). Как учёный сформировался в Насафе, где его учителями были Абу-л-Йуср Мухаммад б. Мухаммад ал-Паздави (ум. в 1099-1100 г.), ал-Хасан б. ‘Абд ал-Малик ан-Насафи (XI в.), Мухаммад б. Ахмад ал-Маймарги ан-Насафи (XI в.), Исма‘ил б. Мухаммад ан-Нухи ан-Насафи (ум. в 1089 г.), Иа‘куб б. Мухаммад ан-Нухи ан-Насафи (ум. в 1129 г.) и др.
Основную часть своей жизни ан-Н. Н. провёл в Самарканде, где стал известен как богослов (‘алим) и автор более 100 сочинений по различным отраслям исламских наук. Вёл образ жизни частного лица, был в нейтральных отношениях с властями, преподавал в мечетях и мадрасах города: в своей мечети, в мечетях Ку-йи Мукатил, Ку-йи Намдан-гиран и др., в мадрасе Тафгач-хан. Единственный раз (в 1113-14 г.) он выезжал из столицы Караханидов (992–1211) для совершения паломничества в Макку (Мекка).
Ан-Н. Н. принадлежит заслуга в формулировании положений богословского учения среднеазиатских ханафитов — школы ал-матуридийа. В его ал-‘Ака’ид («Догматика») чувствуется сильное влияние традиций Абу-л-Му‘ина ан-Насафи (ум. в 1114-15 г.) и аш‘арита Абу Хамида ал-Газали (ум. в 1111 г.).
Особенно плодотворным было творчество в области фикха. Его сочинения ал-Манзума фи-л-хилафийат и Талибат ат-талаба стали настольными книгами для факихов в ханафитском мире. Он собрал фатвы, вынесенные его учителем ‘Ата’ б. Хамза ас-Сугди (XI в.) в отдельный сборник — Фатава ас-Сугди. В свою очередь, фатвы ан-Н. Н. были включены в Маджмуʻ ал-хавадис ва-н-навазил его ученика Ахмада б. Мусы ал-Кашши (ум. после 1155 г.).
Его ценный труд по толкованию Корана, ат-Тайсир фи-т-тафсир, остаётся до сих пор не изданным. В нём автор сделал особый акцент на местных традициях в понимании и толковании Священного Писания ислама.
В области хадисоведения составил сборники Матла‘ ан-нуджум ва-маджма‘ ал-‘улум и ал-Канд фи ма‘рифат ‘улама’ Самарканд (сокр. ал-Канд). В дошедшей до нас части последнего сочинения содержатся биографии 1027 мухаддисов и 846 хадисов, бытовавших в самаркандской научной среде при жизни составителя.
Среди его многочисленных учеников выделяются Бурхан ад-дин ал-Маргинани (ум. в 1197 г.), ‘Умар б. Мухаммад ал-‘Акили (ум. в 1180 г.), его собственный сын Маджд ад-дин Абу-л-Лайс Ахмад ан-Насафи (ум. в 1157 г.) и Мухаммад б. ‘Абд ал-Джалил ас-Самарканди (XII в.). В научной литературе последний известен тем, что составил компендиум биографического сочинения ан-Н. Н. ал-Канд — Мунтахаб Китаб ал-канд фи ма‘рифат ‘улама’ Самарканд (сокр. Мунтахаб). В частности, ас-Самарканди опустил некоторые цепи передатчиков, переставил местами биографии и добавил новый материал. Мунтахаб сохранился в уникальном (дефектном) парижском списке. Появление компендиума свидетельствовало о наступлении застоя в среде мухаддисов Самарканда. Йусуф ал-Хади, подготовивший новое издание ал-Канд, некорректно включил в текст этого сочинения фрагменты из Мунтахаб ас-Самарканди. Мунтахаб — вполне самостоятельное сочинение, и его издание на основе парижского остаётся актуальным. В науке до сих пор сохраняется ложное представление о том, что персоязычное сочинение Кандийа является переводом этого сочинения ас-Самарканди.
Cочинения: Матла‘ ан-нуджум ва-маджма‘ ал-‘улум // ИВ АН РУз. № 1462, л. 1б–353б. Рукоп.; Китаб ал-канд фи ма‘рифат ‘улама’ Самарканд / Изд. Назар Мухаммад ал-Фарйаби. [Ар-Рийад]: Мактабат ал-каусар, 1412/1991; То же / Изд. Йусуф ал-Хади. Тихран, 1420/1999, 45–127.
Лит-ра: СВР ИВ АН РУз, IV, 345–349; VI, 445–446; Мухаммад б. ‘Абд ал-Джалил ас-Самарканди. Мунтахаб Китаб ал-канд фи ма‘рифат ‘улама’ Самарканд // Bibliothèque nationale de France (Paris). Arabe 6284, л. 1б–75б. Рукоп.; ас-Сам’ани. Ал-Ансаб, II, 148, 252, 260, 315, 324–325, 348, 373, 374, 385, 417, 434, 471; III, 8, 27, 121, 147, 172, 177, 448; IV, 416; V, 68, 185, 260, 517, 531, 548, 675; он же. ат-Тахбир фи-л-му‘джам ал-кабир / Изд. Мунир Наджи Салим. Т. I–II. Багдад: Матба‘ат ал-иршад, 1395/1975; Кандия Малая. Перевод краткой редакции на перс. языке араб. труда Абу Хафса Наджмеддина Умара б. Мухаммеда ан-Насафи ас-Самарканди / Предисл. и примеч. пер. В.Л.Вяткина // СКСО. 1906, вып. 8, 236–290; Бартольд. Туркестан, 61; J.Weinberger. The Authorship of Two Twelfth Century Transoxanian Biographical Dictionaries // Arabica. Leiden, 1986, XXXIII, 369–382; J.Paul. The Histories of Samarqand // StIr. 1993, vol. 32, 69–92; GAL, 1, 427–428, GAL, SBd. 1, 758–762; EI2, vol. 7, 968; Y.Z.Kavakci. XI. ve XII. Asýrlarda Karahanlılar Devrinde Mavara’ al-Nahr Islâm Hukukçulari. Ankara, 1976, 89–93.
А. К. Муминов, Д. А. Рахимджанов.