Архитектурный ансамбль Баха’ ад-дин Накшбанда, расположенный в 10 км к северо-востоку от Бухары, в Каср-и ‘арифан, возник у мазара этого суфия. Он складывался на протяжении пятисот лет, но о его ранней истории известно очень мало. Первые строения у мазара Б. ад-д. появились, вероятно, вскоре после смерти суфия. Их остатки, перекрытые более поздними зданиями, обнаружены в период архитектурно-археологических исследований. Вскоре к западу от мазара появилось кладбище, где хоронили муридов, последователей и почитателей Н., позднее здесь выделилась его наиболее престижная часть — Дахма-йи Шахан. Во второй половине — конце XV в. над сакральным погребением сооружается дахма, облицованная мрамором и увенчанная по периметру великолепной резной мраморной балюстрадой. В первой половине XVI в. по распоряжению Шайбанида ‘Абд ал-‘Азиз-хана (1540–1550) вокруг мазара Б. ад-д. была возведена хазира, а у ее северо-западного угла — ханака, завершенные постройкой в 951/1544-45 г. Возможно, в это же время к северу от хазиры был сооружен большой хауз (водоем).
Погребальный комплекс с могилой Н. стал исключительно популярным местом паломничества, сохраняющим эту популярность и в наши дни: считается, что трехкратное посещение могилы Н. заменяет хаджж в Макку/Мекку и ал-Мадину/Медину.
От хазиры сохранился главный западный фасад, представляющий собой высокую кирпичную стену, оформленную неглубокими арочными нишами и входом, отмеченным порталом. В интерьере к ней примкнут айван большой поминальной мечети и купольное помещение для чтецов Корана. Дахма Б. ад-д. располагается на оси главного входа в хазиру, рядом с ней, в ногах погребенного, — туги и чираг-хана, к северу от нее — небольшой хауз и колодец. Северней хауза — квадратный в плане купольный Киоск с чашей «священной» воды (сак-хана). Вдоль южной и восточной стен хазиры — могилы многочисленных родственников Б. ад-д.
В XIX в. хазира была расширена к северу — были возведены плоско перекрытые каркасные мечети Музаффар-хана (1860–1885) и Хакима-кушбиги. Потолки айванов поминальной мечети и Хакима-кушбиги расписаны геометрическим и растительным орнаментами (восстановлены 5 лет назад по документальным остаткам).
I. Хазира Баха’ ад-дина Накшбанда. II. Ханака ‘Абд ал-‘Азиз-хана. III. Комплекс Дахма-йи Шахан.
1. Дахма Баха’ ад-дина. 2. Поминальная мечеть. 3. Колодец. 4. Хауз. 5. Сак—хана. 6. Мечеть Музаффар-хана. 7. Мечеть Хакима-кушбиги. 8. Дахма женщин-аштарханидок. 9. Дахма Субхан-кули-хана. 10. Дахма ‘Убайд Аллах-хана. 11. Дахма Имам-кули—хана. 12. Дахма ‘Абд Аллах-хана II. 13. Дахма Шайбани. 14. Ворота Баб-и Салам. 15. Минарет. 16. Гостиница. 17. Хауз.
Здание ханаки, сложенное из жженого кирпича, покоится на суфе. В плане оно представляет собой квадрат. На осях обширного центрального зала располагаются сводчатые ниши с арочными входами в каждой, кроме западной, где устроен михраб. Небольшого диаметра купол опирается на мощные пересекающиеся арки, прикрытые в интерьере щитовидными парусами. Интерьер центрального зала оформлен декоративными поясами, выполненными в сочетаниях белого и окрашенного красной глиной (кизил-кесак) ганча, от которых в верхней части стен сохранился пояс арочек, перемежающихся геометрическими панно и еле различимым фризом коранической надписи. В михрабной нише — остатки мелких ганчевых сталактитов и орнаменты в технике кирма (резьба по двухслойному цветному ганчу). В углах ханаки располагаются в два этажа худжры, оформленные на фасадах лоджиями. Фасады решены симметрично, лишь главный — южный — выделен более высоким порталом. Их первоначальная декорация не сохранилась, лишь на западном уцелел небольшой фрагмент надписи, выполненный в технике расписной майолики.
На древнем некрополе к западу от хазиры Б. ад-д. наибольший интерес представляет комплекс Дахма-йи Шахан — донские дахмы Шайбанидов и Аштарханидов, в виде больших кирпичных параллелепипедов, облицованных декоративными мраморными панелями. Дахма у самого входа в хазиру Б. ад-д., помеченная на плане Н.Ситняковского (конец XIX в.) как «могила Шайбани», сооружена, вероятно, в начале XVI в. Исследования трех аштарханидских дахм показали, что они были возведены практически одновременно Субхан-кули—ханом (1680–1702) и его женой Падшах-биби, или Ситара-йи Мах-и Хасой, в 90-х гг. XVII в. Погребальные сооружения Субхан—кули—хана и его сына ‘Убайд Аллах-хана (1702–1711) похожи по плану: в южной части зданий располагается сводчатый коридор — вестибюль, в его кровле устроены люки — лазы, а в северной стене — входы в сводчатые погребальные камеры. Женская дахма состоит из шести помещений в виде ассиметричных крестовидных фигур, соединенных между собой широкими проемами — лазами, перекрытыми пологими куполами. Одно из помещений — вестибюль — с лестницей на кровлю. На дахму, в которой была похоронена жена Субхан—кули—хана, было установлено великолепное надгробие (ныне находится в тронном зале арка — музея-заповедника Бухары). Часть первоначальной эпитафии, свидетельствующей о его принадлежности могиле сына Тимурида Султан Ахмада (1469–1494), была сбита и заменена эпитафией Мах-и Хаса—султаним. Для поддержания этих погребальных зданий были основаны богатые вакфы. В период строительства дахм Аштарханидов параллельно ремонтировались другие сооружения некрополя. Так, в одну дахму были объединены несколько захоронений Шайбанидов, в том числе и ‘Абд Аллах-хана II (1583–1598).
В конце XIX — начале XX в. перед восточным фасадом ханаки были возведены небольшой минарет и одноэтажное здание гостиницы, представляющее собой несколько худжр, расположенных по периметру двора. В то время к северу от ансамбля располагался небольшой базар, а за ним — сад, знаменитый розами. Каждый год в апреле здесь справлялся языческий праздник гул-и сурх — праздник «красных цветов».
Еще в начале XX в. главный вход на территорию мазара находился с запада, на небольшой площади, посреди которой возвышались монументальные ворота — дарваза-хана. Через них паломники проходили в хозяйственный двор с конюшнями и подсобными помещениями. В восточной стороне двора высилась еще одна дарваза-хана, с фасадами, облицованными мрамором. По ее сторонам располагались две небольшие мечети и мадраса. От этих ворот до главных ворот хазиры Б. ад-д. — Баб-и Салам — вела длинная узкая улица, по сторонам которой в несколько ярусов возвышались погребальные сооружения. Ныне эта часть ансамбля заброшена, частично отреставрированы лишь дахмы Аштарханидов, в которые изредка тайком приходят женщины, оставляя зажженные свечи и мелкие монеты.
На протяжении последних 10 лет ансамбль реставрировался и расстраивался. Сейчас главный вход в него, оформленный монументальным порталом, располагается с востока. Каждый день к мазару приезжают многочисленные паломники, режут баранов и варят шурпу или плов в специально отстроенных ош-хана. Поодаль от древних зданий функционируют две большие тахарат-хана, столовые, несколько небольших гостиниц, музей. Основным местом поклонения остается хазира Б. ад-д., у входа в которую посетители оставляют обувь. Дахма Б. ад-д. покрыта новой мраморной «рубашкой» и непритязательной, но богатой балюстрадой (акт благотворительности одного из посетителей), но совершить ритуальные обходы вокруг нее мешает специальное ограждение. Около дахмы Б. ад-д. на топчане сидит чтец Корана, рядом паломники набирают воду из священного колодца. Зажигать ритуальный огонь на мазаре запрещено.
Еще один объект поклонения (ствол старого тутового дерева) — на северном берегу большого хауза. Страдающие болезнями спины несколько раз пролезают под ним, оставляют мелкие деньги и отрезают кусочки древесины впрок. В местном предании Б. ад-д. предстает богатырем, одной рукой вырвавшим это дерево и бросившим его на берег хауза; на том месте, где оно росло, — в хазире Б. ад-д. — чудесным образом появился малый хауз.
Лит-ра: Н.Ситняковский. Бухарские святыни (мазар Багауддина) // ПТКЛА. Год 5-й. Таш., 1890, 49–56; М.Дж.Джуракулов, Е.Г.Некрасова, Т.К.Ходжайов. Позднефеодальные некрополи Бухары как исторический источник. Самарканд, 1991, 16–22, 78–85; Е.Некрасова. Комплекс Дахма-и шахан в ансамбле Баха ад-дина (дахма Падшах-биби) (в печ.).
Е.Г.Некрасова