ас-Самарканди, ‘Ала’ ад-дин Абу Бакр (Абу Мансур) Мухаммад б. Ахмад (ум., вероятно, ок. 1144-45 г.) — авторитетный факих богословско-правовой школы матуридийа, создатель собственной школы фикха ханафитского толка. Родился и получил начальное образование в Самарканде, затем стал учеником знаменитого бухарского факиха и мутакаллима Абу-л-Йусра Мухаммада ал-Паздави (ум. в 1099-100 г. в Бухаре), который за свои глубокие познания в области фикха и калама получил у современников почетные прозвища шайх («наставник») Мавараннахра, хваджа ал-хваджат («главный учитель»), кади ал-кудат («верховный судья»). Одновременно с ас-С. у него были и другие ученики, ставшие впоследствии знаменитыми факихами и мутакаллимами, в частности Наджм ад-дин Абу Хафс ан-Насафи (1068–1142).
Другой учитель ас-С. — известный бухарский факих и мутакаллим Абу-л-Му‘ин Маймун б. Мухаммад ан-Насафи (1037–1114).
В свою очередь, сам ас-С. имел множество учеников. Среди них — его дочь Фатима (ум. до 1191 г.), первая (если не единственная) в Мавараннахре девушка-факих. Ее успехи в освоении ханафитской школы были настолько очевидны, что отец позволял ей подписывать составленные им фатвы и ставить на них ее собственную печать. Ее супругом стал другой ученик ас-С. — ‘Ала’ ад-дин ал-Касани (ум. в 1191 г.), который вместе с ней перебрался в Халаб (Алеппо, Сирия), где возглавил мадрасу ал-Халавийа. Еще один ученик ас-С. — Зийа’ ад-дин Мухаммад б. ал-Хусайн ал-Банданиджи (Банданидж — городок на юге Ферганской долины; ум. примерно в 1150 г.), ставший, в свою очередь, учителем Бурхан ад-дина ал-Маргинани ал-Фаргани (ум. в 1197 г.) — знаменитого впоследствии факиха, автора признанного правового кодекса. Учеником ас-С. был и Абу Са‘д ас-Сам‘ани (ум. в 1167 г.) — высокоавторитетный ученый, автор нескольких десятков широко известных на мусульманском Востоке сочинений, в том числе Китаб ал-ансаб («Книга генеалогий»).
Ас-С. — автор многих сочинений, среди них фундаментальные Мизан ал-усул фи ната’идж ал-‘укул и Тухфат ал-фукаха’, в которых он систематизировал и кодифицировал труды предшественников по фикху. С его именем связано также возрождение традиционных для матуридитской школы жанров тафсира и калама. Доступность языка изложения расширили круг потенциальных читателей его сочинений, таких, как «Матуридитский комментарий к Корану» (Та’вилат ал-Кур’ан ал-матуридийа фи байан усул ахл ас-сунна ва-усул ат-таухид или просто Тафсир ал-Матуриди). Особо следует выделить не изданный до сих пор и потому мало известный исследователям другой его комментарий на толкование Корана ал-Матуриди — Шарх та’вилат ал-Кур’ан ли-л-Матуриди.
Большая часть сочинений ас-С. по фикху сохранилась и даже используется до сих пор в качестве учебных пособий в высших учебных заведениях многих мусульманских стран.
Ас-С. умер и похоронен в Бухаре.
Лит-ра: Ибн Аби-л-Вафа’. Ал-Джавахир; ал-Лакнави. Ал-Фава’ид, 158; Ибн Кутлубуга. Тадж ат-тараджим, 44; GAL, 1, 374, SBd. I, 640.
М.М.Камилов