ас-СУХРАВАРДӢ, Шиха̄б ад-дӣн Йах̣йа̄ ал-Мак̣тӯл (ок. 1155—1191) — персидский философ-мистик, создатель учения о «восточном озарении» (ал-ишрак, отсюда его почетный титул Шайх ал-ишрак). Родился в г. Сухраварде на северо-западе Ирана. Философию и фикх изучал в г. Мераге у некоего шайха Маджд ад-дина ал-Джили. Его соучеником был знаменитый богослов и философ Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 1209 г.). Некоторое время ас-С. жил в Исфахане, где близко познакомился с творческим наследием Ибн Сины и его последователей. Здесь по просьбе друзей он написал на персидском языке свой первый трактат Бустан ал-кулуб. В дальнейшем ас-С. много странствовал, встречался с видными богословами и суфиями своего времени. В Халебе он стал близким другом айюбидского правителя ал-Малика аз-Захира, сына Салах ад-дина (Саладина). Эта дружба вызвала зависть местных факихов, которые поспешили обвинить ас-С. в вольнодумстве, прошиитской пропаганде и прочих «заблуждениях». Салах ад-дин приказал сыну казнить любимца. После долгих препирательств с отцом и проволочек аз-Захир вынужден был выполнить приказ: ас-С. был заколот или задушен в халебской цитадели. Согласно другой версии, он отказался принимать пищу и умер голодной смертью. Противники ас-С. впредь стали называть его «убиенным» (ал-мактул), и это прозвище закрепилось за ним. Последователи ас-С. предпочитали именовать его «мучеником за веру» (аш-шахид).
В учении ас-С. (см. ал-ишрак) чувствуется сильное влияние положений зороастризма. Ас-С. широко применял его символику и ангелологию. Для обозначения световых эманации различного уровня, игравших в его учении решающую роль, ас-С. пользовался образами, взятыми из Авесты. Так, высшая световая эманация, соответствовавшая авиценновскому Первопринципу и исма‘илитскому Перворазуму, у ас-С. носила имя зороастрийского архангела Бахмана, последующая—ангела огня Ордибехешта, далее шла эманация, названная именем ангела Солнца и металлов Шахривара, и т. д. Сам ас-С. считал себя духовным наследником «хранителей божественного Логоса» (ал-калима), к коим он относил в первую очередь «прародителя мудрецов» Гермеса, давшего начало двум ветвям «мудрости»: «восточной» и «западной». К «восточной» он относил героев Авесты —царей-мудрецов Гайомарта, Феридуна и Кай-Хусрау, а также Заратустру. Их продолжателями на почве ислама, по мнению ас-С, были суфии — проповедники мистического экстаза: ал-Бистами (ум. в 874 г.), ал-Халладж (уб. в 922 г.) и ал-Харакани (ум. в 1033-34 г.). «Западную», или «греческую», ветвь представляли Асклепий, Эмпедокл, Пифагор, Платон и мусульманские мистики Зу-н-Нун ал-Мисри (ум. в 860-61 г.) и Сахл ат-Тустари (ум. в 896 г.). Ас-С. претендовал на то, что в его учении соединились как «западная», так и «восточная» «мудрости». Полемизируя с Ибн Синой и другими сторонниками рационального познания, ас-С. отстаивал преимущества мистической интуиции (заук) и божественного откровения (кашф). В то же время он отнюдь не отрицал значения философских наук, которые рассматривал как необходимую ступень на пути к достижению «восточного озарения» (ал-ишрак).
Вопреки мнению ряда мусульманских и европейских ученых, ас-С. не был противником ислама. Его творчество было данью религиозному синкретизму, столь -характерному для его эпохи. В основе этого синкретизма лежала убежденность в том, что во все времена в мире пребывала некая высшая мудрость, единая для всех религий и народов, носителями которой были «посвященные», коим она дарована свыше.
Перу ас-С. принадлежит около 20 сочинений на арабском и персидском языках. Основные положения его учения содержатся в трактатах ат-Талвихат, ал-Мукавамат, ал-Машари‘ ва-л-мутарахат, Киссат ал-гурба ал-гарбийа и др. Его «программное» сочинение Китаб хикмат ал-ишрак тщательно изучалось и комментировалось вплоть до XVIII в. Наиболее известны комментарии аш-Шахразури (конец XIII — начало XIV в.), Кутб ад-дина аш-Ширази (ум. в 1311 г.) и Мулла Садры (ум. в 1640 г.). Согласно А, Корбену, последователи ас-С. (ишракийун) существуют в богословских кругах Ирана и поныне.
Лит-ра: см. лит-ру к ст. ал-ишрак.
А.Д.Кныш