ас̣-С̣АУМ (перс, рузе, тур.-татар, ураза; синоним сийам) — пост, одно из пяти основных обязательных предписаний ислама. Ас-С., установлен Мухаммадом в 624 г. и восходит к доисламской практике благочестивого уединения (ал-и‘тикаф). Ас-С. заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма, употребления наркотических средств, исполнения супружеских обязанностей и т. п., т. е. от всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, однако рекомендуется не предаваться излишествам, а проводить время в размышлениях, беседах, чтении, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню и т. п. Ас-С. обязателен для всех взрослых мусульман в течение рамадана. От ас-С. освобождаются только те, кто не может соблюдать его по каким-либо обстоятельствам (дальняя поездка, пребывание в чужой стране, война, плен, болезнь и т. п.), кто не может отвечать за свои поступки (невменяемые и эпилептики), а также престарелые люди, беременные и кормящие женщины и все те, кому ас-С. может принести какой-либо вред. К ас-С. не допускаются те, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты (ан-наджаса): женщины во время менструации, преступники, не отбывшие наказания, осквернившиеся, не прошедшие очищения (ат-тахара) и др.
Освобожденные от ас-С. по временным обстоятельствам должны выдержать его потом в удобное время. Нарушившие ас-С. случайно должны возместить потерянные дни после окончания рамадана. Нарушившие ас-С. умышленно должны кроме возмещения этих дней принести покаяние (ат-тауба) и совершить искупительные действия (ал-каффара). Кроме общего ас-С. есть ас-С. индивидуальный, выдерживаемый по какому-либо обету, ради искупления или просто из благочестия. Обычно для таких необязательных постов избираются дни полнолуний, понедельники и четверги. Рекомендуется поститься в дни солнечных и лунных затмений, а также во время эпидемий, стихийных бедствий и военной опасности.
Следить за соблюдением ас-С. должны были кади, правители, полиция и все мусульмане. Однако такой контроль никогда не мог быть достаточно эффективным, поэтому соблюдение ас-С. является делом личного благочестия. Открытое пренебрежение и демонстративное нарушение ас-С. расценивается как кощунственное преступление и предумышленное правонарушение и наказывается в соответствии с законами каждой отдельной мусульманской страны.
Лит-ра: аш-Шайбани. Ал-Асл, 2, 186—304; Малик б. Анас. Ал-Муватта’, 150—164; ал-Газали. Ихйа’, 1, 207—214; Wensinck. New-Year, 13 и сл.; С. Berg. Sawm.— EI, 4, 192—193.
А.С.Боголюбов