ас̣-С̣ИФА̄ТӢЙА — сифатиты, общее название признающих «божественные атрибуты» (сифат Аллах, или ас-сифат). Термин ас-сифат в этом значении впервые ввели в употребление му‘тазилиты взамен бытовавшего ну‘ут. Как и в христианстве, в раннем исламе возникли расхождения относительно «божественных качеств». Вопрос о сущности и атрибутах бога стал центральной темой дискуссии, начатой му‘тазилитами, которые превратили его в основной догмат мусульманского богословия. Исходя из требования единства бога, му‘тазилиты отрицали самостоятельное существование «божественных атрибутов», рассматривая их лишь как простые проявления его сущности, с которой эти свойства составляют нераздельное целое. Примечательно, что в VIII—IX вв. христианские богословы называли «божественными атрибутами» самые разнообразные проявления «божественной сущности» в мире, не имевшие реального и самостоятельного бытия. Ранние мусульмане признавали наличие у Аллаха предвечных качеств—знания, желания, могущества и т. д. С возникновением споров об Аллахе сторонников первоначального учения, риторическим путем защищавших существование «божественных качеств», стали называть ас-сифатийа. Одни из них сравнивали «божественные качества» с качествами тварей, за что были прозваны мушаббихитами (антропоморфистами). Другие понимали «божественные качества» как идеи, как нематериальные реальности, существующие в «божественной субстанции». Оба направления отвечали букве Корана и преданий и отстаивали догмат о несотворенности Корана. Средневековые мусульманские доксографы причисляли к антропоморфистам как суннитских, так и шиитских ученых. Одна из ранних школ, шиитов-антропоморфистов — зурариты, последователи Зурары б. А‘йана (ум. в 767 г.), проповедовавшие возникновение во времени всех «божественных качеств» и уподоблявшие их качествам человека. Согласно ал-Багдади (ум. в 1037 г.), вслед за зураритами басрийские му‘тазилиты-кадариты признали возникающим во времени «слово божье», а каррамиты —речь, желание и знание Аллаха. Аш-Шахрастани (ум. в 1153 г.) относил к ас-С. аш‘аритов, мушаббихитов и каррамитов. Аш‘ариты создали собственное учение о «божественных атрибутах». Они отвергли как грубый антропоморфизм в понимании прежних богословов, так и му‘тазилитское учение о невозможности самостоятельного существования «божественных атрибутов», провозгласив обе крайности «заблуждением». Аш‘аритские богословы признали «субстанциональные» качества, не отделимые от сущности и не существующие вне ее, и «универсальные», содержащие в себе реальные понятия, нечто вечное, существующее вместе с «божественной сущностью».
Лит-ра: ал-Багдади. Ал-Фарк, 70, 230; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 88—108; Жузе. Му‘тазилиты, 128—163.
С.М.Прозоров