АС̣Х̣А̄Б (или ахл) ар-РА’Й — «сторонники независимого суждения», общее название представителей одного из направлений законоведения VII— VIII вв. в противопоставление асхаб ал-хадис — «сторонники предания». Асхаб ар-ра’й получили это название за предпочтение решать правовые вопросы на основании собственного мнения (ра’й), а не на основании прецедента, извлекаемого из предания (хадиса). Это направление по традиции связывается с ‘Абдаллахом б. Мас‘удом (ум. в 652 или 653 г.), сподвижником Мухаммада, посланным халифом ‘Умаром б. ал-Хаттабом (634— 644) в Ирак в качестве законоучителя и кади. Стремление к независимому суждению, возможно, объяснялось, во-первых, тем, что весь комплекс хадисов не мог быть известен в Ираке так же хорошо, как в Хиджазе, во-вторых, большим личным авторитетом ‘Али б. Аби Талиба и ‘Абдаллаха б. Мас‘уда, отдававших предпочтение такому суждению, в-третьих, весьма высоким уровнем владения методами формальной логики, привнесенными в ислам бывшими приверженцами других догматических религий.
Самыми выдающимися представителями этого направления были ‘Алкама ан-Наха‘и, Шурайх ал-Кинди, Ибрахим ан-Наха‘и, Хаммад б. Аби Сулайман и Абу Ханифа ан-Ну‘ман в Ираке и Малик б. Анас в Хиджазе. С развитием науки фикха и сложением богословско-правовых школ (мазхабов) название асхаб ар-ра’й перешло к тем мазхабам, в которых независимое суждение (ра’й) стало одним из опорных принципов,— ханафитскому и маликитскому. Оппоненты асхаб ар-ра’й выдвигали против них обвинения в пренебрежении к свидетельствам о делах и высказываниях Мухаммада, в произвольных решениях, ведущих к утрате духа ислама, в искусственных логических построениях, затрудняющих понимание предмета. Особо непримиримые даже находили хадисы, свидетельствующие против асхаб ар-ра’й.
Название асхаб ар-ра’й сохранялось за ханафитами и маликитами еще в IX в., однако позже с выходом из употребления термина ра’й в его богословско-правовом значении понятие асхаб ар-ра’й осталось только как историческое.
Абу Захра. Та’рих ал-мазахиб, 1, 30—34; J. Schacht. Ashab ar-ra’y.— EI, NE, 1, 692.
А.С.Боголюбов