ат-ТАК̣ӢЙА (такия, такыя; «благоразумие», «осмотрительность»; синоним китман — «скрывание», «утаивание») — технический термин, обозначающий «благоразумное скрывание своей веры», один из руководящих принципов шиитского ислама. Для мусульманских богословов обоснованием дозволенности ат-Т. служат Коран и сунна Пророка; согласно их толкованию, Коран допускает в случае крайней необходимости внешнее отречение от веры (16:106/108), дружбу с неверными (3:28/27), нарушение ритуальных предписаний (6:119; 5:5). В качестве примера допустимости ат-Т. богословы ссылаются также на поведение одного из первых сподвижников Пророка, ‘Аммара б. Йасира, который был вынужден внешне отречься от ислама, но в сердце сохранил веру в Аллаха и его посланника.
Уже ранние комментаторы Корана разошлись во мнениях о том, как рассматривать ат-Т.: дозволенное послабление человеку, ради сохранения своей жизни совершающему простительную ошибку, либо обязанность, пренебрежение которой наносит вред не только данному человеку, но и интересам общины единоверцев. Для суннитов, представлявших господствующее большинство в исламе, вопрос о допустимости внешнего отречения от веры имел, по существу, лишь теоретическое значение. Сунниты-ханафиты считали допустимым для мусульманина в случае смертельной опасности прибегать к ат-Т., сделав при этом мысленную оговорку. Суннитский богослов-захирит Ибн Хазм (ум. в 1064 г.) допускал внешнее проявление неверия «ради предосторожности». Различные общины хариджитов по-разному относились к ат-Т. Так, азракиты считали недопустимым прибегать к ат-Т. ни на словах, ни на деле; суфриты допускали ат-Т. на словах, но не в действиях; ахнаситы и ибадиты, подразделяя мусульманский мир на «территорию ат-Т.» (дар ат-Т.) и «территорию открытого вероисповедания» (дар ал-‘аланийа), занимали разные позиции в этом вопросе: первые осуждали жителей дар ат-Т., а ибадиты вменяли в обязанность своим единоверцам следовать ат-Т.; в среде инакомыслящих мусульман современные ибадиты продолжают соблюдать это предписание.
Особое место и практическое применение принцип ат-Т. получил в шиитском исламе. За исключением зайдитов, все ветви шиитского ислама признают (с разной степенью значимости) ат-Т. Тайный характер шиитской пропаганды и периодические преследования, которым подвергались шииты, привели к тому, что шиитский ислам не только одобрил практику «благоразумного скрывания своей веры», но и возвел ее в один из руководящих принципов ради личной безопасности и во имя интересов общины единоверцев. Разработку принципа ат-Т. и возведение его в степень религиозной обязанности шииты связывают с именем шестого имама Джа‘фара ас-Садика (ум. в 765 г.). Ему приписывают ряд основополагающих суждений об ат-Т.: «Ат-Т.—религия (дин) моя и моих отцов», «Девять десятых религии — в ат-Т. У кого нет ат-Т., у того нет религии» и др. Оправданием ат-Т., по утверждению этого имама, служит то, что Аллах судит о делах людей по их намерениям. В противоположность суннитам, допускавшим ат-Т. в виде исключения как уступку слабым, как средство самозащиты, средневековые шиитские богословы рассматривали следование ат-Т. как долг, обязанность не столько личного, сколько общественного значения. «Интересы братьев [по вере]» (хукук ал-ихван) ставились во главу угла. Это нашло отражение в сочинениях шиитских факихов: вопросам ат-Т. посвящены отдельные главы под названием Китаб хукук ал-ихван. Для доказательства обязательности ат-Т. имамитские факихи ссылались также на высказывание Мухаммада «Верующий без ат-Т. подобен телу без головы» и прибегали к аллегорическому толкованию ряда айатов Корана (в частности, 41:34; 3:27/28 и др.).
Большие расхождения выбывал вопрос о сферах и границах применения ат-Т. на практике. Основным руководством в этом для шиитских богословов служили высказывания имамов. Джа‘фару ас-Садику приписывают слова о том, что ат-Т.— это «правильное» поведение, которое противопоставлялось «неправильному» — разглашению тайн. В этом отношении ат-Т. равнозначна другому принятому шиитами принципу: «повеление одобряемого и запрещение порицаемого» (ал-амр би-л-ма‘руф ва-н-нахй ‘ан ал-мункар). К общим установкам шииты относят высказывание того же имама о том, что ат-Т. не должна вести к кровопролитию, что она применима ко всему, кроме питья вина, и т. д. Один из ранних кодификаторов имамитского права, ал-Муфид (ум. в 1022 г.), считал, что ат-Т. допустима на словах «при необходимости» (‘инда ад-дарура), но недопустима в определенных действиях (например, убийство). Применение ат-Т., по его мнению, оправданно, но в каждом случае человек должен руководствоваться соображениями «наилучшего», выбирая оптимальное решение.
Средневековые шиитские факихи стремились не только утверждать обязательность (ваджиб, фард) ат-Т., но и конкретизировать сферы применения этого принципа. В случае необходимости ат-Т. шиитам предписывалось: совершать запретное, пренебрегать религиозными обязанностями, не препятствовать первому и второму, поступать в соответствии с «внешним объектом» (мауду‘ хариджи) — сотрудничать с властями, исполнять ритуалы нешиитского большинства мусульман и т. д. При этом шиитам вменялось в обязанность не только мысленно отрекаться от всего, к чему они принуждены, но и втайне проклинать врагов своей веры. Наиболее строго и последовательно этот принцип соблюдали «крайние» шииты (друзы, хуруфиты, ‘али-илахи и др.) и исма‘илиты, чаще других подвергавшиеся преследованиям за свои религиозные убеждения.
С победой имамитов в Иране практическая значимость принципа ат-Т. уступает место теоретическому предписанию. Современные имамиты относят ат-Т. не к «основам религии» (усул ад-дин), или «догматам» (ал-‘ака’ид), а к «ветвям» (фуру‘), т. е. к частным вопросам вероисповедания, рассматривая ат-Т. как допустимое «послабление» в особых случаях, оговоренных в трудах факихов. Вместе с тем имамитские идеологи (в частности, муджтахиды ал-Музаффар и Кашиф ал-Гита’ в Ираке, айатолла Хомейни в Иране) придают важное значение ат-Т. как исламскому принципу и отличительному «знаку» (ши‘ар) «семьи Пророка». Ссылаясь на Джа‘фара ас-Садика, Хомейни утверждает, что ради предосторожности дозволено все, если только это не ведет к «порочности», «неправильности в религии» (ал-фасад фи-д-дин). «Порочным» считается разрушение святынь, порча Корана, отпадение от ислама и т. п. Ат-Т. не распространяется на «основы ислама», (паломничество, молитва), правовые нормы (наследование и т. п.) и др.
В изложении Хомейни ат-Т. представляется скорее методом учета меняющихся обстоятельств, нежели догматической установкой, лишенной рационалистического расчета. Однако имамитским идеологам не удается преодолеть двойственность ат-Т. (допустимость или обязательность, страх за свою жизнь или предусмотрительность, догматическое предписание или рационалистический метод), неопределенность и подвижность границ ее применения, обусловленные историческими и региональными обстоятельствами.
В современном мусульманском мире, в странах, где шииты составляют меньшинство (Ливан, Пакистан, Афганистан и др.), принцип ат-Т. остается в силе.
Лит-ра: Wensinck. Concordance, 7, 320; ал-Муфид. Ава’ил, 96—97; он же. Шарх, 66—67; ал-Шахрастани. Книга о религиях, 133 —115, 121, 125, 141, 148; Петрушевский. Ислам, 268—269; Файйад. Та’рих ал-имамийа, 166—168; I. Goldziher. Das Prinzip der takijja im Islam.— ZDMG. 1906, 60, 213—226; E. Kohlberg. Some Imami-Shi‘i views on taqiyya.— JAOS. 1975, 95/3, 395—402; E. Meyer. Anlaß und Anwendungsbereich der Taqiyya.— DI. 1980, 57/2, 246—280; R. Strothmann. Takiya.— EI, 4, 680—681.
С.М.Прозоров