ат-ТАКЛӢД («следование», «подражание») — следование авторитету муджтахида какого-либо одного мазхаба в разработках частных вопросов фикха. В VIII в. ат-Т. обозначал принадлежность к кружку кого-либо из сподвижников Мухаммада, а позднее — к кружкам последователей такого сподвижника. С середины X в., когда «двери иджтихада» стали постепенно закрываться и его степени стали труднодостижимыми, ат-Т. приобретает значение «уровень авторитетности факиха, не являющегося муджтахидом». Ат-Т. делится на Т. ал-хасс (уровень ученых) и Т. ал-‘амм (уровень обычных знаний). Т. ал-хасс делится на три разряда: 1) Т. ат-тахридж — уровень выведения решений, которым обладают те, кто может разъяснять недостаточно определенные места шари‘ата на основании разработок муджтахидов своего мазхаба; 2) Т. ат-тарджих — уровень предпочтительного выбора, которым обладают те, кто может выбрать лучшее решение из уже разработанных муджтахидами; 3) Т. ат-такдир — уровень оценки, которым обладают те, кто, хорошо изучив работы предшественников и постигнув систему их аргументации, могут составлять изложения их работ, писать к ним комментарии и т. п., ничего не прибавляя от себя. Претендующему на какой-либо разряд ат-Т. необходимо подтвердить свои претензии в ученых собраниях или письменными трудами. Выпускники высших духовных училищ и богословских факультетов после сдачи экзамена становятся носителями степени Т. ат-такдир.
В современной социально-политической литературе термин ат-Т. приобрел значение «консерватизм», в работах реформаторов ислама — «косность».
Лит-ра: Абу Захра. Та’рих ал-мазахиб, 119—121; Mahmassani. Falsafat al-tashri, 97—98; J. Schacht. Taklid.—ShEI. 562—564.
А.С.Боголюбов