ат-ТА‘Т̣ӢЛ («лишение») — термин, использовавшийся мусульманскими теологами для характеристики учений, в которых, по их мнению, или 1) мир лишается творца (та‘тил ал-‘алам ‘ан ас-сани‘), как в случае с учением «некоторых дахритов», утверждавшим случайное происхождение мира; или 2) творец лишается творения (та‘тил ас-сани‘ ‘ан ас-сун‘), как в случае с учением дахритов, утверждавшим извечность мира; или 3) творец лишается атрибутов, имен и характеристик (та‘тил ал-бари’ ‘ан ас-сифат ва-л-асма’ ва-л-ахкам), как в случае с учениями «некоторых древних философов», а также «крайних» шиитов и батинитов; или 4) творец лишается сущностных и имеющих положительный смысл атрибутов (та‘тил ал-бари’ ‘ан ас-сифат аз-затийа ва-л-ма‘навийа), как в случае с учением восточных перипатетиков (например, Ибн Сины), наделявшим бога лишь соотносительными (сифат ал-идафа) и негативными (сифат ас-салб) атрибутами; или 5) творец лишается извечных сущностных, свойственных ему самому атрибутов (та‘тил ал-бари’ ‘ан ас-сифат ал-азалийа аз-затийа ал-ка’има би-затихи), как в случае с учением му‘тазилитов об ат-таухиде; или 6) текстуальное содержание Корана и сунны лишается заключенного в нем смысла (та‘тил завахир ал-китаб ва-с-сунна ‘ан ал-ма‘ани аллати даллат ‘алайха), а именно когда «ясные» по своему смысловому содержанию священные тексты подвергаются символико-аллегорическому толкованию (ат-та’вил). Во всех этих значениях термин ат-Т. имел предосудительный смысл, как и термин ал-му‘аттила, применявшийся при характеристике мыслителей, «лишавших» бога упоминаемых в пунктах 3—5 атрибутов, имен и характеристик. Сами же эти мыслители квалифицировали соответствующую свою точку зрения как ат-танзих, противопоставляя ее ат-ташбиху.
Лит-ра: ал-Макдиси. Ал-Бад’, 1, 143—144; ал-Джувайни. Аш-Шамил, 319—321; аш-Шахрастани. Нихайат ал-икдам, 123 —130.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев