ат-ТИДЖА̄НӢЙА — влиятельное североафриканское суфийское братство, возникшее в конце XVIII в. Основатель ат-Т., Ахмад ат-Тиджани (1737—1815), происходил из небогатой берберской семьи, проживавшей на юге Алжира. Получив начальное богословское образование, ат-Тиджани познакомился с произведениями суфийских «классиков», обучался у шайхов ал-кадирии, ан-насирии, ал-халватии и др. Вернувшись в родные места после паломничества в Мекку и Медину, ат-Тиджани поселился в алжирском оазисе Сиди-Аби-Самгун, где впервые (1781 —1782 гг.) выступил с самостоятельной проповедью, ссылаясь на будто бы полученное им лично «наставление» (тарбийа) Пророка. В 1789 г. он покинул оазис Сиди-Аби-Самгун, вероятно опасаясь преследований турецкого правителя Орана. Ат- Тиджани был хорошо принят в Фесе марокканским султаном Сулайманом. Несмотря на поддержку султана, ат-Тиджани и его последователи поначалу столкнулись с враждебным отношением со стороны жителей Феса. Оно было инспирировано шайхами «старых» суфийских братств и отказом местных религиозных авторитетов признать притязания ат-Тиджани на исключительность своего учения и братства. Тем не менее помощь султана Сулаймана, полагавшего, что ат-Т. сможет послужить ему орудием в борьбе с такими влиятельными братствами, как ал-кадирийа и аш-шазилийа, позволила последователям ат-Тиджани закрепиться в Фесе и построить там завийу. Из Феса основатель ат-Т. рассылал эмиссаров в различные районы Алжира, Туниса, Марокко, Мавритании, все более расширяя сферу влияния братства.
Перед смертью ат-Тиджани назначил главой братства своего ближайшего сподвижника ‘Али ат-Таммасини. Сразу же после смерти основателя ат-Т. распалось на две противоборствующие группировки с центрами в ‘Айн-Мади, где обосновались сыновья ат-Тиджани, и в Таммасине, где проживал ат-Таммасини. В конце концов сыновьям удалось взять в свои руки руководство братством, но соперничество между двумя группировками не прекращалось в течение многих лет.
Сам ат-Тиджани не оставил письменного изложения основ своего учения. Однако еще при жизни ат-Тиджани его близкий сподвижник ‘Али Харазим написал трактат Джавахир ал-ма‘ани. В него вошли биография основателя братства, его высказывания по различным вопросам общемусульманской и суфийской теории и практики, суфийская поэзия и т. п. Автор Джавахир ал-ма‘ани — широко использовал отрывки из биографии ал-Максад ал-ахмад известного марокканского суфия-подвижника XVI в. Ахмада Ма‘на, которая принадлежала перу Мухаммада б. ‘Абд ас-Салама ал-Кадири. Факт плагиата вскрылся лишь в 1927 г., после опубликования Джавахир ал-ма‘ани, и стал причиной ожесточенной критики ат-Т. со стороны религиозных авторитетов Магриба и Египта. Двумя другими «нормативными» сочинениями последователей ат-Т. считаются Кятаб ал-джами‘ ли-л-‘улум ал-фа’ида Мухаммада б. ал-Мушри (ум. в 1809-10 г.) и Китаб ал-ифада ал-ахмадийа Мухаммада ас-Суфйани (ум. в 1843 г.), которые пока не изданы.
Воззрения ат-Тиджани, изложенные в названных сочинениях, не отличаются оригинальностью. Очевидно, что основатель ат-Т. опирался на идеи предшествующих суфийских мыслителей. Наибольшее влияние на него оказал Ибн ‘Араби (ум. в 1240 г.), в частности его учение о невидимой суфийской иерархии (см. вали), возглавляемой кутбом. Ссылаясь на эзотерические теории Ибн ‘Араби, ат-Тиджани объявил себя «верховным полюсом» (кутб ал-актаб) и одновременно «печатью Мухаммадовой святости» (хатм ал- вилайа ал-мухаммадийа). На этом основании он присвоил себе абсолютную «непогрешимость» (ал-‘исма) — качество, в котором многие мусульманские авторитеты отказывали даже самому Пророку. Ат-Тиджани отказался также от цепи духовной преемственности (силсила), связывающей его с предшествующими «святыми», мотивируя свой отказ тем, что учение и молитвы (аурад) ат-Т. получены им непосредственно от Мухаммада. Вопреки распространенной в Магрибе практике ат-Тиджани запретил своим последователям состоять в других суфийских братствах, обращаться за заступничеством и «благодатью» к нетиджанитским шайхам и их могилам. Взамен он гарантировал своим муридам безусловное «спасение» и свое заступничество в День воскресения. На «спасение» могли, согласно ат-Тиджани, рассчитывать также те люди, которые оказали ат-Т. самую незначительную услугу или сподобились увидеть его в пятницу либо в понедельник. Последователи ат-Т. ощущали себя «божественными избранниками» и противопоставляли себя прочим мусульманам, считая их «заблудшими». Отсюда—обособленность и сплоченность членов братства, их стремление к независимости и в то же время лояльность по отношению к христианам, которые были для них такими же «заблудшими», как их единоверцы-мусульмане.
Ни основатель ат-Т., ни его последователи не придерживались строго суфийских заветов, рекомендовавших «воздержание» (зухд) и «предание себя воле Аллаха» (таваккул). Сам ат-Тиджани жил в роскоши и не приветствовал чрезмерные траты на благотворительные цели. Этим отчасти объясняется популярность ат-Т. среди зажиточных горожан Магриба (купцов, чиновников и Т. д.).
Основными молитвами (аурад) ат-Т. являются Салат ал-фатих и Джаухарат ал-камал, завещанные ат-Тиджани своим последователям. Первая произносится два раза в день, вторая — по торжественным случаям. Радение (зикр, хадра) ат-Т. происходит по пятницам.
После смерти основателя верхушка ат-Т. в ‘Айн-Мади стремилась проводить независимую от османских властей политику, сохраняя и расширяя сферу влияния братства. Это привело к вооруженным столкновениям с правительственными войсками, в результате которых погиб старший сын ат-Тиджани (1827 г.). Младший сын, Мухаммад ас-Сагир, став во главе братства, отказался поддержать эмира ‘Абд ал-Кадира в его борьбе, против французской оккупации Алжира. Не последнюю роль здесь сыграла принадлежность эмира к конкурировавшему с ат-Т. братству ал-кадирийа. Попытки ‘Абд ал-Кадира подчинить ат-‘T. военным путем закончились неудачей. С приходом французов Мухаммад ас-Сагир вступил на путь сотрудничества с оккупационными властями. Такую же политику проводили его наследники, а также руководители братства с центром в Таммасине.
В Тунисе, где имелись многочисленные обители ат-Т., его шайхи пользовались поддержкой турецкого правительства, а с установлением протектората—французских властей. В то же время большинство последователей ат-Т. в Марокко отказались от сотрудничества с французами, несмотря на попытки шайхов из ‘Айн-Мади склонить их к этому.
Уже в начале XIX в. учение ат-Т. широко распространилось среди населения Мавритании. Мукаддам братства, Мухаммад ал-Хафиз, сумел сделать последователями ат-Т. могущественное и многочисленное мавританское племя идав ‘али. Религиозному и политическому лидеру братства Хаджжу ‘Умару (уб. в 1864 г.) удалось подчинить значительные территории в Западной Африке — по сути дела, им было создано тиджанитское государство. Свою борьбу с языческими племенами в, долинах рек Сенегал и Нигер Хаджж ‘Умар объявил джихадом. Однако тиджанитский вождь не останавливался и перед захватом ранее исламизированных земель, ссылаясь на то, что лишь принадлежность к ат-Т. может сделать мусульманина «истинно» верующим. Завоевания Хаджжа ‘Умара, его антихристианская пропаганда, призывавшая к борьбе с «неверными», заставила французов начать военные действия против ат-Т. В результате Хаджж ‘Умар отступил к долине р. Нигер, подальше от побережья. После его гибели руководство ат-Т. в Западной Африке перешло к его сыну Ахмаду (ум. в 1895 г.), при котором французам удалось ликвидировать тиджанитское государство и взять под свой контроль его территорию. В период колониального правления французов в Западной Африке ат-Т., в целом соблюдая лояльность по отношению к властям, активно участвовало в политической жизни этого региона. По ряду религиозно-политических мотивов здесь оно распалось на несколько дочерних братств, крупнейшими из которых были хамаллийа и йа‘кубийа.
В 20-е годы XX в. в Марокко, Алжире и Тунисе была развернута широкая кампания обвинений в адрес ат-Т., которую возглавили видные представители мусульманского фундаментализма (ас-салафийа). Хотя их негативное отношение к братству во многом было вызвано сотрудничеством его верхушки с французскими властями, критики сосредоточились главным образом на опровержении богословских положений тиджанитского учения. С позиций суннитского «правоверия» и рационализма разоблачались претензии ат-Т. на исключительность и особое место среди прочих мусульман, на «вечность» и необычайную действенность тиджанитских молитв, на главенство ат-Тиджани в иерархии мусульманских «святых» и т. п.
Хотя кампания против ат-Т. наряду с такими факторами, как индустриализация и секуляризация обществ в странах Востока и Африки, подорвала позиции ат-Т., братство имеет немало последователей как в арабском мире, так и среди африканцев и в наши дни.
Лит-ра: ‘Али Харазим б. Барада. Джавахир ал-ма‘ани ва булуг ал-амани фи файд сиди Аби-л-‘Аббас ат-Тиджани. 1—2. Каир, 1927; Абд ар-Рахман б. Йусуф ал-Ифрики. Ал-Анвар ар- рахманийа или-хидйат ал-фирка ат-тиджанийа. Каир, 1356 г. х.; Ибн Ма Йа’ба. Муштаха ал-хариф ал-джани фи радд залакат ат-Тиджани ал-джани. Каир, 1927; Rinn. Marabouts, 416—451; Jamil Abun-Nasr. The Tijaniyya: A Sufi Order in the Modern World. Oxf., 1965.
А. Д. Кныш