‘АХД — завет, клятвенное обещание, наказ, обет, договор. В Коране ‘ахд — устойчивое понятие, обозначающее завет Аллаха людям и обет людей перед Аллахом. Христианские Ветхий завет и Новый завет по-арабски называются ал-‘Ахд ал-‘атик и ал-‘Ахд ал-джадид. ‘Ахд как договор между людьми и как порядок его заключения восходит к доисламской древности, когда ‘ахд скреплял всякие договорные обязательства, по преимуществу политического характера: о защите, покровительстве, соседстве, союзе и т. п. ‘Ахд может быть заключен между отдельными людьми или группами, непосредственно или через посредников. ‘Ахд с иноверцами должен составляться так, чтобы по его условиям мусульмане не были вынуждены, поступиться чем-либо из религиозных заповедей и не оказались во власти иноверцев. Так, один из древнейших видов политического договора — о подчинении и защите (‘ахд аз-зимма) — может быть заключен только между мусульманами как стороной защищающей и христианами или другими иноверцами как стороной подчиняющейся (ахл аз-зимма). Второй вид политического договора — о покровительстве (‘ахд ал-вала’) — может быть заключен только между мусульманами; он носит частный характер и относится только к тем людям, которые в нем указаны (ахл ал-вала’). Условия такого договора должны были оговариваться по возможности подробно и включать те обстоятельства, при которых он мог быть расторгнут каждой из сторон. При принятии ислама иноверцами-зиммиями ‘ахд аз-зимма терял свою силу, а вместо него часто заключался ‘ахд ал-вала’.
‘Ахд как наказ составляет главную часть акта передачи права на власть преемнику, который, в свою очередь, объявляет о согласии принять это избрание, также произнося формулу ‘ахда, и с этого момента становится носителем титула вали ал-‘ахд. Однако в этом вопросе между мазхабами и внутри их имеются большие расхождения. Одни считают ‘ахд договором между правителем и его преемником, уподобляя его обычному договору (‘акд). Другие же считают его договором между правителем и народом, что восходит к древней традиции. Нет также единого мнения о времени и процедуре принесения ‘ахда.
В суфизме ‘ахд — особая клятва, составляющая часть обряда при вступлении прозелита в некотоые суфийские братства.
Лит-ра: ал-Маварди. Ал-Ахкам, 12—21; Медников. Палестина, 1, 538; J. Schacht. ‘Ahd.— EI, NE, 1, 225.
А.С.Боголюбов