АХЛ ал-КИТА̄Б («люди Писания») — в Коране категория людей, занимающих, по религиозному признаку, промежуточное положение между верующими в Аллаха, мусульманами, и неверующими и язычниками. К ней относятся прежде всего иудеи и христиане, а также сабии (например, К. 2:62/59), идентификация которых неясна; к этой же категории относили зороастрийцев. Этим религиозным общинам были ниспосланы от Аллаха (богооткровенные) Писания (ат-Таура — Тора, Забур — псалмы, Инджил — Евангелие), но они исказили их тексты и заветы Аллаха (см., например, К. 2:75/70; 3:71/64; 5:13/16; 6:91). Главным искажением в текстах древних священных книг считалось исключение из них упоминаний о Мухаммаде и его миссии в качестве последнего пророка. Сутью посланничества Мухаммада в общечеловеческом плане считалось как подтверждение тех основных откровений, с которыми прежние пророки приходили к ахл ал-китаб, так и исправление всего того, что они исказили в прежних откровениях. Соответственно отношение мусульман к ахл ал-китаб отличается от их отношений с чистыми язычниками.
Представление об ахл ал-китаб родилось в период создания Корана из общей концепции тесной связи ислама с иудаизмом и христианством, признающими одного и того же бога. Она поддерживалась надеждами Мухаммада на то, что иудеи и христиане признают в нем пророка. После начала мусульманских завоеваний терпимость к ахл ал-китаб основывалась на реальной необходимости иметь союзников и помощников на завоеванных территориях, а затем — необходимостью организовать экономическую и социальную жизнь в странах, где иноверцы еще долгое время составляли большинство населения. С первых же шагов мусульманского завоевания категория ахл ал-китаб стала расширяться. После завоевания Ирака и Ирана к неясным сабиям были причислены сабии Харрана, мандеи и зороастрийцы; в Индии мусульманские правители иногда разрешали отправление индуистских культов и т. д.
Вопросы взаимоотношений мусульман с ахл ал-китаб регулируются фикхом. В мусульманских странах ахл ал-китаб в средние века могли открыто отправлять свои религиозные обряды, иметь молитвенные дома. Они считались находящимися под особым покровительством мусульманской общины и в этом качестве входили в религиозноправовую категорию ахл аз-зимма («покровительствуемые»). В связи с ахл ал-китаб в фикхе дискутировались вопросы о допустимости строительства новых святилищ, о возможности для мусульманина есть приготовленную ахл ал-китаб пищу, о возможности браков между мусульманами и ахл ал-китаб и т. п.
Ахл ал-китаб играли значительную роль в средневековом мусульманском обществе, особенно на первых порах его развития, когда иудеи и христиане составляли значительную часть административного аппарата, ремесленников и торговцев в Халифате. За ними традиционно закрепился ряд профессий. В частности, они занимались деятельностью, для мусульман запретной (например, виноделием и ростовщичеством).
Общее терпимое отношение мусульман к ахл ал-китаб, основанное на специальных указаниях Мухаммада и первых халифов не притеснять их, временами сочеталось с усилением давления на них, выражавшемся то в изгнании иудеев и христиан из Хиджаза и части Аравии, то в требовании строго соблюдать ограничения в одежде, в способах передвижения, местах жительства и т. п. Однако в целом положение ахл ал-китаб в странах ислама было значительно более благоприятным, чем положение иноверцев в странах средневековой Европы. Часто иудеи и даже восточные христиане предпочитали жить под властью мусульманских, а не европейских христианских правителей.
Концепция ахл ал-китаб давала и дает теоретическую основу для компромисса и мирных отношений между мусульманскими и христианскими государствами. В настоящее время она служит идейной базой для диалога между исламом и христианством. Она же широко используется антисоциалистической пропагандой, объявляющей, что страны Запада относятся к дружественной категории ахл ал-китаб, тогда как страны социализма — к полностью неверующим (куффар).
Лит-ра: Fattal. Statut; I. Goldziher. Ahi al-Kitab.— EI, 1. 195—196; G. Vajda. Ahi al-Kitab.— EI, NE, 1, 272—274.
М.Б.Пиотровский