аш-ША̄З̱ИЛӢЙА (или аш-ша̄дӯлӣйа) — шазилиты, крупнейшее северо-африканское суфийское братство. Его основателем и эпонимом был Абу-л-Хасан аш-Шазили (1196 или 1197—1258), выходец из Магриба, возводивший свою духовную родословную через шайха Ибн Харазима (ум. в 1236 г.) к знаменитому Абу Мадйану. Около 1218 г. аш-Ш. отправился на Восток мусульманского мира, где повстречал Абу-л-Фатха ал-Васити —шайха суфийского братства рифа‘ийа. Пройдя у Абу-л-Фатха курс обучения (что позволило аш-Шазили близко познакомиться с традициями восточного суфизма), он вернулся на Запад. Большое влияние на аш-Шазили оказал ученик Абу Мадйана известный суфий Ибн Машиш (уб. в 1238 г.).
После гибели Ибн Машиша аш-Шазили перебрался в Тунис, где несколько лет вел жизнь странствующего суфийского проповедника. В перерывах между скитаниями он останавливался в завии близ тунисского селения Шазила — откуда происходит его нисба. Деятельность аш-Шазили и его растущая популярность вызвали недовольство местных факихов. Спасаясь от их преследований, он вынужден был переселиться в Александрию, где основал завийу. Поначалу у аш-Шазили было много противников среди местных религиозных деятелей, но его дар проповедника и благочестивый образ жизни (так, он ежегодно совершал паломничество в Мекку) помогли ему со временем завоевать их расположение. Среди «обращенных», по преданию, был даже известный суннитский проповедник ‘Изз ад-дин б. ‘Абд ас-Салам (ум. в 1262 г.). Аш-Шазили скончался на пути из хаджжа в селении Хумайсра в Верхнем Египте, на берегу Красного моря. Стараниями османских правителей в XVI—XVII вв. его могила стала центром архитектурного комплекса (мечеть, баня, Мадраса и т. д.), который является объектом паломничества и поныне. Учение аш-Шазили, ставшее идеологической основой аш-Ш., в своих главных положениях опиралось на идеалы «умеренного» суфизма, разработанные ал-Джунайдом и друпши «умеренными» суфиями и адаптированные к условиям Северной Африки Абу Мадйаном. В письмах, адресованных своим сторонникам, оставшимся в Тунисе, и в устных проповедях аш-Шазили ратовал за смирение, богобоязненность, отказ от сотрудничества с властями, строгое исполнение предписаний шари‘ата, следование сунне Пророка, презрение к мирским благам. Особый акцент делался на внутреннее самосовершенствование и глубокое сознание смысла веры, что в целом соответствовало воззрениям суфиев маламатийа. Аш-Шазили не предписывал своим последователям ношение какого-либо особого одеяния, не призывал их оставлять свои занятия и семьи ради полного предания себя служению идеалам суфизма.
Поначалу Ш. не строили собственных рибатов, жили в отдаленных друг от друга завийах, не связанных организационно. Своим распространением и расцветом братство обязано александрийским ученикам его основателя — Абу-л-‘Аббасу ал-Мурси (ум. в 1287 г.) и особенно преемнику последнего — Тадж ад-дину б. ‘Ата’ Аллаху ал-Искандари, или ас-Сикандари (ум. в 1309 г.). Ибн ‘Ата’ Аллах собрал и классифицировал сведения о жизни и деятельности аш-Шазили, его высказывания, приписываемые ему молитвы и славословия (ахзаб, аурад). Последним в аш-Ш. уделялось особое внимание: они служили своего рода духовной связью, объединявшей членов братства, способом очищения от «мирской суеты», самосовершенствования и приобщения благодати эпонима шазилитского «пути» (ат-тарика). Ахзаб и аурад скандировались во время коллективных радений, иногда в музыкальном сопровождении. Наибольшую известность получила шазилитская молитва, названная Хизб ал-бахр — истовое обращение к Аллаху, не лишенное литературных достоинств. Ибн ‘Ата’ Аллах и его ученики разработали для аш-Ш. формулы и правила зикра, включавшие в себя рекомендации по задержке дыхания. Как и в других шазилитских обрядах, упор здесь делался на глубокое внутреннее постижение смысла зикра и самоконтроль. Благодаря доходчивым сочинениям Ибн ‘Ата’ Аллаха, самыми популярными из которых были Мифтах ал-фалах, Лата’иф ал-минан, ат-Танвир и в особенности ал-Хикам, идеи аш-Ш. распространились сначала в Египте и Тунисе, позднее (XV в.) — и в Магрибе. Большую роль в их пропаганде на Западе сыграл суфийский проповедник из Феса Ибн ‘Аббад ар-Рунди (ум. в 1390 г.). В Магрибе и Тунисе распространению аш-Ш. способствовала поддержка со стороны местных правящих династий Маринидов и Хафсидов, стремившихся использовать в своих целях влияние братства среди местных племен. Высок был престиж аш-Ш. и в Египте, где Ибн‘Ата’ Аллаху в 1308 г. удалось добиться временного заключения в тюрьму противника суфизма ханбалита Ибн Таймии. Продолжателями традиций аш-Ш. в Египте стали известные суфии Мухаммад Вафа’ и его сын ‘Али (ум. в 1404 г.), основавшие дочернее братство ал-вафа’ийа. В XVI в. суфий-шазилит ‘Али б. Маймун (ум. в 1511 г.) основал завийу в Сирии, но в целом аш-Ш. оставалось и остается братством, распространенным на Западе мусульманского мира. От него отпочковались такие влиятельные туру к, как ал-‘арусийа (основатель Ахмад б. ал-‘Ару с, ум. ок. 1460 г.) в Алжире и Тунисе, аз-заррукийа (основатель Ибн Заррук, ум. в конце XV или в начале XVI в.) в Марокко, ал-джазулийа (основатель Абу ‘Абд Аллах ал-Джазули, ум. во второй половине XV в.) в Марокко и Алжире, алхабибийа (основатель Ахмад б. ал-Хабиб, ум. в 1752-53 г.) в Марокко и Алжире, ад-даркава, или ад-даркавийа (основатель ад-Даркави, ум. в конце XVIII в.), в Алжире и Марокко, ал-маданийа (основатель Мухаммад ал-Мадани, ум. в первой половине XIX в.) в Триполитании и Тунисе и ряд других. Широкую известность и распространение получило братство ал-‘исава, или ал-‘исавийа, отпочковавшееся от аш-Ш. в первой половине XVI в. (основатель Ибн ‘Иса, ум. в 1523 или 1527 г.). Члены этого братства отличались экстравагантными обрядами: экзальтирующие танцы в сопровождении традиционных африканских музыкальных инструментов, заклинания людей, джиннов и животных, глотание огня и битого стекла, хождение по раскаленным угольям и т. п. В целом в ходе своей истории аш-Ш. и его ответвления заимствовали многие обычаи и традиции коренного берберского населения, в частности культ предков, перешедший на суфийских «святых» (аулийа’), «черную» и «белую» магию, магическое врачевание, заклинания, анимистические культы, ритуальные пляски. Все это вызывало резкое осуждение со стороны факихов, ратовав[1]ших за «чистоту» ислама, а также со стороны образованных суфиев, придерживавшихся традиций «умеренного» суфизма. Под их влиянием светские власти, особенно в период османского господства, предпринимали гонения на Ш.
Время от времени некоторые ветви аш-Ш. отказывались от первоначальных принципов невмешательства в мирские дела и играли заметную роль в политической жизни тех областей, где располагались их завии и рибаты, появившиеся в XIV—XV вв. Так, один из шайхов ал-джазулии долго держал под контролем район г. Суc, где он однял махдистское восстание; последователи Ибн ‘Исы приняли активное участие в борьбе против португальского вторжения в Марокко и способствовали приходу к власти династии Са‘дитов (XVI в.). Суфии ад-даркава в течение нескольких лет (1803—1809) вели борьбу с османскими властями в провинции Оран (Алжир). Шайхи этой ветви аш-Ш. отказали в поддержке эмиру ‘Абд ал-Кадиру, сочтя его политику по отношению к французским колонизаторам недостаточно последовательной. Шайхи ал-мадании в Тунисе, стремившиеся в период французского господства сохранять нейтралитет, после прихода к власти национального правительства были обвинены в коллаборационизме, что привело к упадку этой ветви братства аш-Ш.
Аш-Ш. в течение нескольких веков вело активную и достаточно успешную миссионерскую деятельность среди населения внутренних областей Африки от Судана до Мали. Благодаря шазилитскому проповеднику Са‘иду б. Мухаммаду ал-Ма‘руфу (ум. в 1904 г.) учение братства распространилось среди населения Коморских островов, где аш-Ш. стало господствующей тарика. Аш-Ш. и его ответвления существуют в Марокко, Тунисе, Алжире, Судане и других странах Африки и по сей день, хотя его позиции в значительной мере подорваны ростом секуляризации, индустриализацией и т. д. Тем не менее негативные факторы и неровности экономического и культурного развития африканских стран порой вызывают рост религиозных настроений среди местного населения, часть которого, следуя семейным традициям или по убеждению, продолжает пополнять ряды братства и его ответвлений. Наиболее сильно влияние аш-Ш. в сельских местностях и среди кочевников.
В отличие от большинства братств, распространенных на Востоке мусульманского мира, где титул шайха, как правило, передается по наследству, глава аш-Ш. избирается из числа наиболее авторитетных членов тарика или его ответвлений.
Лит-ра: Ибн ‘Ата’ Аллах ал-Искандари (ас-Сикандари). Лата’иф ал-минан. Тунис, 1304 г. х.; он же. Китаб ал-хикам.— Ибн ‘Аджи[1]ба. Иказ ал-химам. Каир, [б. г.]; он же. Мифтах ал-фалах. Каир, 1321 г. х.; он же. Ат-Танвир фи искат ат-тадбир. Каир, 1321 г. х.; Ибн ‘Ийад. Ал-Мафахир ал-‘алийа фи-л-ма’асир аш-шазилийа. Каир, 1353 г. х.; ‘Абд ал-Кадир Заки. Ан-Нафха ал-‘алийа фи аурад аш-шазилийа. Каир, 1321 г. х.; Rinn. Marabouts. 211—282; Trimingham. Orders, 47—51, 84—90, 106—108, 291; Nwyia. Ibn ‘Abbad, Index; E. Dermenghem. Le culte des saints dans I’Islam maghrébin. P., 1954; Anawati, Gordet. Mystique, 70—71, 201—203, 221 — 223; K. L. Brown. The discrediting of a sufi movement in Tunisia.—Dilemmas, 146—168; M. Gilsenan. Trajectories of contemporary sufism,—Там же, 187—198; A. Com. Al-Shadhili.— El* , 4, 246—247; D. S. Margoliouth. Shadhiliya.—Там же, 247—249; jR. Le Tourneau. Darkawa.—El, NE, 2, 160; Л/. Ben Cheneb. Al-Djazuli. —Там же, 527—528; J.-L. Mickon. ‘Isawa.—EI, NE, 4. 97—100.
А.Д.Кныш