аш-ШАЙХ̮ӢЙА (или ал-хасанийа) — шейхиты — 1. Шиитское суфийское братство, существовавшее в 30—80-х годах XIV в. в Западном Хорасане (Иран): Его основатель, мазандаранский дарвиш Шайх Халифа, был муридом шайха Балу-и Амоли, но, обнаружив в его мировоззрении «изъян», оставил учителя и на некоторое время нашел прибежище в ханака шайха ‘Ала’ ад-даула Симнани. Затем поселился в соборной мечети Сабзавара, центра округа Бейхак в Хорасане, и стал выступать там с «крамольными» проповедями. Благоприятную почву для проповедей шайха представлял традиционный шиизм большой части населения Бейхака, поэтому вскоре он имел многочисленных муридов. Его противники, суннитские факихи, составили фатву, в которой обвиняли вождя Ш. в произнесении в мечети «мирских речей», в неподчинении запретам богословов, в тайной деятельности: В 1335 г. Шайх Халифа был тайно умерщвлен, и до 1342 г. главой братства Ш, был мурид шайха, Хасан Джури, призывавший население городов Хорасана следовать тарикату Шайха Халифы. Хасан Джури призывал муридов к скрытности и готовил их к вооруженному выступлению, которое должно было начаться по его знаку.
Социальной опорой братства Ш. были ремесленники и беднейшие земледельцы, но принимались туда и представители других сословий. В числе муридов Хасана Джури были будущие руководители антимонгольского и антифеодального движения сарбадаров, мелкие землевладельцы и местная знать. По поводу роли Ш. в социальном движении сарбадаров существуют две точки зрения. Согласно первой (И. П. Петрушевский), Ш. явились подлинными вдохновителями народного восстания и в созданном сарбадарском государстве они составили его крайнее течение, добивавшееся социального и имущественного равенства. Согласно второй (Ж. Обен), Ш. играли незначительную роль в движении сарбадаров, поскольку Хасан Джури сам не участвовал в восстании, а его адепты готовились выступить лишь после появления «знака». Первая точка зрения представляется более обоснованной: в проповедях первых руководителей братства Ш. говорилось о необходимости более справедливого устройства общества; послание Хасана Джури к монгольским эмирам призывало их воздерживаться от пролития крови и предупреждало о возможности народного восстания, если не будет покончено с притеснениями; в борьбе с монголами и в междоусобной борьбе за власть вожди сарбадаров неоднократно обращались за помощью к руководителям Ш.
Отношения между правителями государства сарбадаров и шайхами братства оставались сложными, и, когда предоставлялась возможность, власти старались избавиться от влиятельных «союзников». По одной из версий хроники Хондамира, шайх Хаеан Джури был убит по приказу сарбадарского эмира Мас‘уда (1342 г.), та же участь постигла тридцать лет спустя и одного из муридов и преемников Хасана Джури—Дарвиша ‘Азиза.
Братство Ш. просуществовало до 80-х годов XIV в., когда последний сарбадарский правитель расправился со сторонниками крайнего течения и запретил братство.
Цепь духовной преемственности братства Ш. возводили позднее к шайху Байазиду ал-Бистами, а через него—к шестому шиитскому имаму Джа‘фару ас-Садику.
Лит-ра: Петрушевский. Земледелие, 409—466; он же. Ислам, 350—361; В. Dorn. Die Geschichte der Serbedare nach Chondemir (Gelesen am. 31. August 1849), [St.-Pbg.], 141 — 182; J. Aubin. Aux origines d’un mouvement populaire medieval le cheykhisme du Bayhaq et du Nichapour.—SI. 1976, 5/2, 213—224.
2. Шиитская богословская школа, распространенная в Иране в XIX в. Ее основатель — шайх Ахмад б. Зайн ад-дин ал-Ахса’и (1753—1826), родился в Аравии, где и получил религиозное образование. В возрасте 20 лет совершил паломничество к шиитским святыням в Ираке, там же получил от муджтахидов разрешение преподавать религиозные науки. Жил в Бахрейне, потом в Басре. В 1806 г. совершил паломничество к гробнице 8-го шиитского имама ‘Али ар-Риды в Мешхеде (Иран), после чего поселился в Иезде, где стал преподавать богословие. Пользовался большим уважением у местного населения, был удостоен почестей на приеме у Фатх ‘Али-шаха Каджара в Тегеране. Популярность шайха и нетрадиционное толкование им отдельных элементов шиитской доктрины вызывали нападки со стороны имамитских богословов, которые обвиняли его в обожествлении ‘Али и в тафвиде, критиковали его эсхатологические идеи. В 1814 г. шайх Ахмад поселился в Керманшахе (Иран). Ок. 1824 г. в Казвине в результате религиозного спора произошел его окончательный разрыв с муджтахидами. Духовными преемниками шайха были его ученики Сейид Казим Решти, Хаджжи Мухаммад Карим-хан Кермани и Мулла Мухаммад Мамакани (все трое — иранцы). Идеология Ш. расходилась с направлением ахбари в шиитском исламе: Ш. возражали против большого числа преданий и полного отсутствия их критики. Согласно доктрине Ш., 12 имамов являются объектом манифестации божественной воли, толкователями желания Аллаха, и в этом смысле они—конечная причина творения. Они воспроизводят все деяния божества, но сами не обладают энергией. Имамы — ипостаси верховного существа, грех против них есть грех против бога, бог постижим лишь через посредство имамов, которые являются первыми из сотворенных существ и предшествуют всем. Имамы—врата (баб), обеспечивающие доступ к постижению познаваемой сущности бога. Эсхатология Ш. подвергалась критике за отрицание воскресения человеческого тела после смерти. По мнению Ш., у человека два тела: одно, сложенное из тленных элементов, после смерти индивида обращается в прах, другое, нематериальное, принадлежит невидимому миру, оно воскресает на этой земле и после попадает в рай или в ад. Позднее эсхатологическая идея Ш. была детализирована элементами, объясняющими взаимодействие материального и духовного начал в человеческом теле. Идея разрушения тела после смерти распространяется У.Ш..И на материальные тела имамов. 290 Учение Ш. об ожидаемом пришествии Махди, об имамах как о вратах к постижению познаваемой божественной сущности, их идея о пророческой миссии Саййида ‘Али-Мухаммада Ширази, провозглашенного Бабом, подготовили идеологическую почву для религиозно-социального движения бабитов в Иране. Об участии Ш. в движении бабитов сведений не имеется. Напротив, один из учеников шайха Ахмада входил в комиссию, заклеймившую Баба в Тебризе в 1847 г. Однако репрессии официальных властей против бабитов в середине XIX в. распространились и на Ш., которые ответили на них антиправительственными выступлениями. Преследования Ш. как «отступников» продолжались и позднее.
Лит-ра: CL Huart. Shaikhi.— EI*, 4, 279—280; A. Bausani. Al Ahsa’i.—El, NE, 1, 304; он же. Bab.—El, NE, 1, 856—858.
А.И.Kолесников