аш-ША̄ФИ‘Ӣ, Абӯ ‘Абдалла̄х Мух̣аммад б. Идрӣ̄с (767—820) — факих, мухаддис, основатель мазхаба. Родился в Газзе (Палестина) в семье военачальника, курайшита. В младенчестве осиротел, и мать перевезла его в Мекку к знатным родственникам отца. Здесь он постоянно находился среди выдающихся ученых-богословов, знатоков языка, хадисов и фикха, таких, как Муслим аз-Занги (ум. в 796 г.) и Суфйан б. ‘Уйайна (ум. в 811г.). В возрасте 20 лет он переехал в Медину, чтобы учиться у Малика б. Анаса. Малик принял его на полное содержание и сделал своим помощником. После смерти Малика (795 г.) аш-Ш. вернулся в Мекку и был назначен правителем (вали) в Наджран (Южная Аравия), где прослужил около двух лет. За близость к зайдитскому имаму Йахйе б. ‘Абдаллаху был выслан в Ракку (в то время резиденция халифа), где познакомился с Мухаммадом аш-Шайбани, у которого после этого учился два года. В возрасте ок. 35 лет аш-Ш. выступил как независимый муджтахид в Багдаде и Мекке, пропагандируя свой собственный мазхаб, в котором он старался объединить некоторые принципы ханафитского и маликитского мазхабов, несколько упростив их, с одной стороны, а с другой—сняв их взаимные противоречия. Новый мазхаб быстро собрал большое число последователей. В 814-15 т. из-за столкновений с халифом ал-Ма’муном, порицавшим его за склонность к шиизму, аш-Ш. уехал в Египет, где сразу занял высокое положение в ученых кругах. Он умер и похоронен в Каире, его гробница стала объектом паломничества.
Основное сочинение аш-Ш.— семитомный труд об основах фикха Китаб ал-умм, записанный его учеником Йа‘кубом ал-Бувайти и дополненный и перекомпонованный другим его учеником—ар-Раби‘ой б. Сулайманом. Аш-Ш. составил также сборник хадисов Муснад ал-имам аш-Шафи‘и, написал сочинение о сопоставлении хадисов Их-тилаф ал-хадис. Аш-Ш.—первый систематизатор источников права (усул ал-фикх), сформулировавший эти понятия, разграничивший их между собой и установивший их соотношение и соподчинение в Рисала фи ‘илм ал-усул.
Взгляды аш-Ш. оказали сильное влияние на всю дальнейшую разработку вопросов фикха через его многочисленных учеников и последователей, среди которых самыми известными были Ахмад б. Ханбал, Да’уд аз-Захири, Абу Саур ал-Багдади, Абу Джа‘фар ат-Табари и др.
Лит-ра: ал-Багдади. Та’рих Багдад, 2, 56—73; Абу Захра. Та’рих ал-мазахиб, 1, 227—279; The Irshad al-arib ila ma‘rifat al-adib or Dictionary of Learned Men of Yaqut. Ed. by D. S. Margoliouth. 6. Leyden-London, 1913, 367—398; GAL, 1, 178—180, SBd., 1, 303—305; GAS, 1, 484—490; W. Heffening. Al-Shafi‘i.— EI, 4, 252—254.
А.С.Боголюбов