аш-ШАХА̄ДА («свидетельство») — 1. Первое и важнейшее положение исламского символа веры, выражаемое формулой Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад—посланник Аллаха») и содержащее два первых догмата ислама. Ш. возникла как молитвенный и различительный возглас, которым первые мусульмане отличались от всех остальных людей, в первую очередь от язычников-многобожников. Во время битв Ш. служила боевым кличем. Отсюда понятие шахид — мученик, а первоначально — воин, павший в войне против врагов ислама с Ш. на устах. Ш. является одной из главных молитвенных формул и постоянно повторяется при молитве.
2. Свидетельское показание, даваемое в удостоверение какого-либо факта. Чтобы Ш. была действительной, она должна быть прямой, т. е. не с чужих слов, если только это не поручение или завещание, и должна быть дана двумя полноправными мужчинами или четырьмя женщинами. III. невольника приравнивается к Ш. женщины. Ш. иноверцев, по одним мазхабам, принимается наравне с Ш. мусульман, если вопрос не касается веры, но они должны клясться своими символами веры, а по другим—не принимается вообще. Если по сговору принесена ложная Ш., то, по одним мазхабам, это наказывается как клятвопреступление, а по другим—тем же наказанием, которому был бы подвергнут облыжно обвиненный. Порядок Ш. подробно изложен Абу Иусуфом (VIII в.). Ш. как один из важнейших способов установления истины в настоящее время сохраняется везде, где правосудие отправляется шари‘атскими судами.
3. Мученическая смерть за веру (см. шахид).
Лит-ра: Абу Йусуф. Ал-Харадж; аш-Шайбани. Ал-Джами‘ ас-сагир, 92—95; Zaid ibn ‘Аli. Corpus juris, 186—194; Туап. Histoire, 1, 357—361; Schacht. Introduction, 192 —195.
А.C.Боголюбов