Бала-йи хауз (досл. «Над водоёмом») — архитектурный ансамбль в Бухаре на территории Хисар-и нау. Расположен на оси входа в Арк (крепость Бухары), замыкая с запада одну из древнейших административных и базарных площадей г. Регистан. Включает большой водоём (хауз), мечеть, мадрасу и минарет.
Хауз известен как Регистан или по имени донатора строительства — Аштарханида Субхан-кули—хана (1680–1702), в начале правления которого в Бухаре он и был возведён. В плане это — восьмигранный водоём, облицованный камнем.
Мечеть Б. х. (она же Падшах-биби или Ханаках-и Бала-йи хауз) возведена в 1124/1712 г. от имени матери последнего правителя из династии Аштарханидов Абу-л-Файз-хана (1711–1747) — известной как Падшах-биби и Ситара-йи Мах-и Хаса (ум. в 1134/1722 г.). Донатор реконструкции мечети и хауза, завершённой в 1335/1916-17 г., — последний правитель Бухары из династии Мангитов — амир ‘Алим-хан (1910–1920).
Мечеть была придворной, на пятничные молитвы (намазы) сюда из Арка спускались правители Бухары со свитой. Главным фасадом она обращена на восток, строительный материал — жжёный кирпич, общая площадь 0,15 га. Необычен план мечеть: массивное здание оформлено порталом с удлинёнными крыльями, перед ним — айван на высоких колоннах (10×43 м). В крыльях портала в два этажа расположены худжры со сводчатыми лоджиями на фасадах; снаружи, у северо-западного фасада, вокруг небольшого двора также в один этаж худжры мадрасы Ханаках-и Бала-йи хауз.
На осях квадратного зала мечети (11,5×11,5 м) расположены сводчатые ниши со входами в каждой, кроме западной. В центре последней, более глубокой, устроен михраб, по его сторонам — небольшие помещения кариханы. Купольное перекрытие мечети опирается на невысокий барабан, прорезанный восемью окнами. Во время реконструкции ансамбля перекрытия зала были покрыты белой ганчевой лепниной с подкраской фона синей и серой красками, уничтожившей старую декорацию. Поверхность михрабной ниши тогда же была украшена геометрическими орнаментами, выполненными минеральными красками.
На пилонах входного портала сохранились фрагменты первоначальной декорации: фрагмент коранической и исторической надписей с информацией о времени завершения строительства мечети, с именем мастера-каллиграфа — Мухаммад-Шарифа Йадгари и остатки майоликовых панно с изображениями ирисов в вазах. В ремонтной исторической надписи сообщаются имена: донатора реконструкции — саййида ‘Алим-хана, резчика по дереву — Гулама Караул-беги, каллиграфа — хваджи Мирзы Са‘д Аллаха. Айван перед фасадом мечети (длина 43,3 м) гораздо больший по размерам первоначального. Его кровля опирается на 20 стройных высоких колонн со сложными сталактитовыми капителями, собранными из деревянных элементов; плоский плафон декорирован аппликацией из деревянных дощечек, резьбой и полихромной росписью.
Мадраса Б. х. в начале XX в. относилась к категории «средних» с годовым вакфным доходом 30 тыс. танга, библиотека ежегодно получала 1600 танга. Часть мадрасы, примыкавшая с северо-запада к ханаке, разобрана в 60-х гг. ХХ в.
Небольшой минарет (высота без куба — 12,8 м, диаметр в нижней части — 3 м) возведен из жжёного кирпича в период реконструкции всего ансамбля. В его круглом стволе устроена крутая винтовая лестница, выводящая в небольшое помещение фонаря с восемью сквозными арками. Кровля фонаря увенчана куполком (кубба). Ствол декорирован поясами геометрического орнамента, в основании и завершении фонаря — ряды терракотовых сталактитов. Строитель — устад Ширин Мурадов.
Реставрационные работы проводились в 90-х гг. ХХ в., в 2004 г. — в айване мечети.
Архитектурный ансамбль Бала-йи хауз в Бухаре: 1) хауз; 2) мечеть-ханака; 3) мадраса; 4) минарет. (Схематический план выполнен Е.Г.Некрасовой по генплану архитектора М.Берштейн. Архив ГлавНПУ РУз, 1950 г.)
Лит-ра: Мунши. Муким-ханская история, 184; Шишкин. Архитектурные памятники, 86; Ремпель. Из истории градостроительства, 228, примеч. 8–9; Б.Бабаджанов. Эпиграфические памятники Бухары (Проблемы и перспективы их изучения) // ОНУз. 1997, № 9–11, 159–160; Е.Некрасова. Комплекс Дахма-и Шахан в ансамбле Баха ад-дина (дахма Падшах-биби) // ИМКУ. № 33. Таш., 2002, 256–261.
Е.Г.Некрасова