ВАХ̣ДАТ аш-ШУХӮД (перс. вахдат-и шухуд; «единство свидетельства», «единство созерцания») — суфийский термин, прилагавшийся к полярным по своему содержанию мистико-философским учениям.
1. Так называли последователи ал-Халладжа его учение о человеке как о единстве двух начал — божественного (лахут) и человеческого (насут): бог «свидетельствует» или ««созерцает» самого себя в сердце или душе мистика (латифат ал-калб или латифат ар-рух); последний, в свою очередь, сам «созерцает» бога в себе, не теряя при этом своих субстанциональных свойств, и становится как бы человеческой его ипостасью в материальном мире.
2. Это же название получило учение мистика ‘Абд ал-Карима ал-Джили (1365—1428) о «совершенном человеке» (ал-инсан ал-камил), в котором он развивал идеи Ибн ‘Араби: человек есть совершенная система —микрокосм, в котором представлены атрибуты (сифат) божественной Сущности (аз-зат). Бог «созерцает» и познает себя посредством своих манифестаций (таджаллийат) только в нем одном. Познав себя в человеческой природе, бог благодаря ей становится самим собой: в «совершенном человеке» объединились бог и человек.
3. Система взглядов и положений, разработанных персидским мистиком, членом братства кубравийа шайхом Рукн ад-дином Ахмадом б. Мухаммадом ал-Бийабанаки (1261 —1336), известным как ‘Ала’ ад-даула ас-Симнани, и представляющих собой резко отрицательную реакцию на учение о «единственности бытия» Ибн ‘Араби. Свое учение ‘Ала’ ад-даула изложил в трудах — Китаб ал-машари‘ абваб ал-кудс, Китаб ал-‘урва ли ахл ал-халва (дошел до нас в двух версиях — арабской и персидской) и Сафват ал-‘урва. В основе взглядов ‘Ала’ ад-даула, названных уже после его смерти вахдат аш-шухуд, положение об абсолютной трансцендентности бога. Мистик не в состоянии получить доказательства существования Абсолюта. Соглашаясь с Ибн ‘Араби в отношении богоявления или манифестации бога (таджалли), ас-Симнани вместе с тем отвергал его идею, что любая сущность есть проявление атрибута или имени бога (чем, собственно, объяснялось единство бытия) и потому имеет общее с божественным Бытием. Он допускал единственную возможность общности человеческой природы и бога, которую он понимал как качество «внутренней чистоты» (сафа’), дарованной человеку богом. Цель человечества, вооруженного мистицизмом (а не только «совершенного человека»), состоит в том, чтобы, используя это качество, стать зеркалом, отражающим абсолютное Бытие (ал-вуджуд ал-мутлак). По мнению ас-Симнани, уподобление Бытия (вуджуд) Реальности (ал-хакк) приводит к забвению творения (ал-халк) и фетишизации действия (фи‘л). Бытие не столько является сущностью бога (аз-зат), сколько представляет собой «действие, создающее существование» (фи‘л ал-иджад). При этом бытие он рассматривал как атрибут, абсолютно свойственный богу, но отделенный от его сущности. Абсолютное Бытие (ал-вуджуд ал-мутлак) есть действие (фи‘л) предвечного бога (вуджуд ал-хакк), а оно — творец «ограниченного Бытия» (вуджуд ал-мукаййада) и создано богом по своей воле. Ас-Симнани понимал таухид как «общение с богом», «встречу с богом», «видение бога», но он категорически отрицал таухид, понимаемый как иттихад, то есть как «слияние», «воссоединение с богом», «растворение в боге». Именно поэтому он изменил триаду, из которой состоит Путь мистического познания, то есть вместо шари‘ат— тарикат—хакикат предложил хакикат — тарикат—шари‘ат, утверждая, что истинное знание можно постичь только благодаря неукоснительному соблюдению норм и предписаний сунны и шари‘ата.
Вместе с учением Ибн ‘Араби учение ас Симнани оказало столь значительное влияние на развитие мистических концепций в Иране (до середины XVI в.), Мавераннахре, Восточном Туркестане и Северной Индии, что большинство суфиев стали называть себя либо вуджуди — сторонниками вахдат ал-вуджуд, либо шухуди — сторонниками вахдат аш-шухуд.
Вторым лицом, с которым традиционно связывается окончательное оформление вахдат аш-шухуд, был индийский шайх Ахмад Фаруки Сирхинди (1564— 1624), прозванный «обновителем второго тысячелетия» (муджаддид-и алф-и сани). Последователь учения Ибн ‘Араби на первых порах, он затем стал его яростным противником и сторонником идей ас-Симнани. Он не столько развил их, сколько адаптировал и распространял среди братства накшбандийа в Индии и Афганистане, стремясь полностью ввести эти идеи в русло «правоверия». Свои взгляды Ахмад Фаруки изложил в многочисленных письмах-посланиях (мактубат). По его мнению, в основе вахдат ал-вуджуд лежит постулат «Всё есть Он» (хаме у-ст), в то время как вахдат аш-шухуд сводится к принципу «Все из Него» (хаме аз у-ст), что соответствует сунне и шари‘ату. Все мистические «состояния» и «озарения», ведущие к «соединению» с богом (иттихад), он считал наваждением и миражем. Конечная цель мистического совершенствования, по его мнению, — «служение богу» (‘абдийат), которое ниспосылается мистику по прохождении этапов «единства бытия» (вуджудийат) и «общего представления» (зиллийат). Духовные откровения свыше, согласно Ахмаду Фаруки, могут выпадать на долю человека лишь в том случае, если он строго придерживается шари‘ата.
Литература: ‘Ала’ ад-даула Симнани. Китаб ал-‘урва ли ахл ал-халва. Рук. б-ки «Маджлис» (Тегеран), № 1834 (перс. яз.); Шайх Ахмад Фаруки Сирхинди. Мактубат. 1. Лакхнау, 1886; Бадр ад-дин б. Шайх Ибрахим Сирхинди. Хазарат ал-кудс. Рук. ЛО ИВАН, В 3322, 132б-152б; Djami. Nafahat, 504—510, 565—568; Кныш. Мировоззрение, 85 — 92; Molé. Les Kubrawiya; Rizvi. Muslim revivalist, 38—39, 258—260; H. Landolt. Die Briefwechsel zweischen Kašani und Simnani über wahdat al wuğud.—DI. 1973, 50/1, 29—81; F. Meier. Ala’ al-Dawla al-Simnani.— EI, NE, 1, 346—347.
О.Ф. Акимушкин