ГА̄ЗӢ (мн. ч. гуза̄т) — 1. Человек, принимающий участие в газават («войне за веру»). Во второй половине VII — первой половине IX в. гази — участник мусульманских завоевательных походов. С конца IX в. в Хорасане и к северо-востоку от него начинают появляться отряды гази (также фитйан, ‘аййарун), существовавшие за счет военной добычи и предлагавшие свои услуги любому правителю или военачальнику, который собирался выступить против иноверцев или «заблудших». Главы этих отрядов часто получали известность и место в официальной иерархии. Однако в мирные периоды отряды гази представляли опасность и для тех, кому они служили. Они приняли участие в ряде смут и восстаний, в первую очередь в восточных областях Халифата. Эти отряды играли важнейшую роль в военном противостоянии Халифата Византии.
Около 1200 г. при халифе ан-Насире отряды гази стали преобразовываться в соответствии с принципами футуввы — особого кодекса чести и поведения, предписывавшего, в частности, стойкость, верность слову, поддержку слабых, а иногда и безбрачие (футувва в целом имела светский характер, на связанные с ней обрядность и учение о нравственном долге большое влияние оказал суфизм). Гази получили высокий официальный статус, и их отряды стали функционировать как религиозные «братства» с процедурой пожалования звания гази, геральдикой и членством царственных особ.
Одним из результатов монгольского нашествия (XIII в.) явилась вторая эмиграционная волна тюркских кочевых племен в Малую Азию — в ряды гази влились новые массы бойцов. Ослабление государства Сельджуков и распад Византийской империи после четвертого крестового похода привели к возникновению вакуума власти в приграничных областях. Следствием этого стало возникновение в конце XIII — начале XIV в. ряда тюркских эмиратов в Западной Анатолии, в создании которых значительную роль сыграли гази. Один из этих эмиратов — Османский бейлик —со временем превратился в огромную империю. В османском государстве гази довольно скоро были подчинены власти султана.
В мусульманской Испании (Андалусии) термин гази с X в. стал прилагаться к уроженцам Северной Африки (наемникам и добровольцам), принимавшим участие в войне с христианами. Позднее, при Альмохадах (ИЗО-—1269), гази, объединенные с правящей элитой общим происхождением и общими целями, составили привилегированную социальную категорию. В XIV в. в Гранадском королевстве, противостоявшем значительно более мощным испано-христианским государствам, гази выступали за продолжение войны, несмотря на явно проигрышную общую ситуацию, и объективно способствовали разгрому последнего мусульманского государства в Испании.
2. Почетный титул отличившихся в «войне за веру», ставший частью титулов мусульманских правителей. Последний раз он был присвоен Мустафе Кемалю (Ататюрку) за победу в битве у реки Сакарьи (1921 г.). Был упразднен в Турции в 1934 г.
Лит-ра: К. А. Жуков. Эгейские эмираты в историческом развитии Малой Азии и Восточного Средиземноморья (вторая половина XIII — первая половина XV в.). Автореф. канд. дис.. Л., 1983; Lévi-Provençal. Histoire, 3, 71—76; G. Kaldy-Nagy. The Holy War (Jihad) in the First Centuries of the Ottoman Empire.— Essays Presented to Omeljan Pritsak on his 60-th Birthday by his Collegues and Students. Cambridge, 1981, 467—473; I. Melikoff. Ghazi.— EI, NE, 2, 1043 — 1044.
Е.А.Резван