Галийа (араб, ‘алийа — «высшая») — первое высшее мусульманское учебное заведение (мадраса) университетского типа в Башкирии. Открыто в октябре 1906 г. при Соборной мечети второго прихода г. Уфы по инициативе и под руководством известного педагога и богослова Зии Камали с целью подготовки религиозных и светских руководителей мусульманских общин с высшим образованием. С 1908 г. Г. помещалась в трехэтажном здании, построенном на средства прогрессивных купцов и других меценатов (Садри Назирова, Суфии Джантуриной и др.). В Г. принимались на основе экзаменов учащиеся средних и старших классов местных мадрас. Учебный курс был шестилетним и делился на трехгодичные (подготовительное и основное) отделения. В программе главное внимание уделялось изучению Корана, хадисов, мусульманского права, истории и философии ислама. Преподавание было поставлено на уровне богословских факультетов университетов в исламских странах. Кроме упомянутых предметов изучались языки (арабский, тюркско-татарский и русский), история, психология, педагогика, математика, физика, химия и т. д. Тем не менее по статусу и содержанию Г. оставалась полурелигиозной школой. От традиционных мадрас ее отличало не только и не столько повышенное внимание к рациональным знаниям, сколько осмысленное изучение его воспитанниками исламской религии на основе первоисточников — Корана и хадисов. К преподаванию привлекались лучшие педагогические силы Урало-Поволжского региона. Среди них— X.Махмудов (мусульманское право), З.Кадыри (арабский язык и литература), Г.Ибрагимов (татарский язык и литература), Ф.Сайфи-Казанлы (история) и др. Школе был присущ демократизм внутреннего устройства. В ней впервые в крае начали устраиваться официальные литературно-музыкальные вечера, публичные лекции и спектакли, организовывались ученические кружки по интересам, хор, струнный оркестр, открыто выпускались ученические рукописные журналы на разных языках. Все это способствовало популярности мадрасы. В эту школу тянулась жаждущая знаний молодежь не только из Урало-Поволжья, но и из Крыма, Средней Азии, Казахстана, Сибири, Северного Кавказа. За первые 10 лет ее существования в ней обучалось 950 студентов (шакирдов), из них 108 окончили полный курс. Среди ее выпускников — видные писатели и поэты, филологи и литературоведы, государственные деятели многих национальностей — башкиры, татары, узбеки, казахи, киргизы, адыги и др. Превращение мадрасы Г. в кузницу национальных кадров постоянно тревожило власти. Полиция не раз проводила в здании мадрасы обыски и проверки, но ничего антиправительственного не находила.
Материальное положение школы было неустойчивым. Как и большинство местных мадрас, она не имела вакфов и содержалась на частные, нерегулярные пожертвования. Так, в 1915 г. местные купцы отказались материально поддерживать школу, обвинив Г. и ее мударриса З.Камали в подрыве «устоев». Мадраса выстояла только благодаря усилиям ее мударриса, а также моральной и материальной поддержке окрестных благотворителей. В 1913 г. в Г. насчитывалось 94 учащихся и 20 вольнослушателей. Обучение было платным (с 1911 г. около 60 руб. в год). В 1919 г. мадраса Г. была преобразована в светскую общеобразовательную школу второй ступени для башкир и татар.
Лит-ра: Р.Утэбай-Кэрими, М.Мэhди. Гыйлемhэм илhам чишмэсе // Кызыл тан. 1990; Р.А.Утябай-Карими. Медресе «Галия» // БКЭ, 391; Р.Утэбай-Кэрими. «Галиэ» мэзрэсэhе // Ватандаш. Уфа, 1996, 2, 189–198.
Р.А.Утябай-Карими, М.Н.Фархшатов