ГАНӢМА — военная добыча. Теоретически кроме военнопленных (асра), пленных (сабй) и движимости (амвал) к ней относилась и недвижимость, но в действительности после Мухаммада она не поступала в раздел (см. фай’), и сами факихи не говорят об этом в статьях о разделе добычи.
Мусульманские законоведы возводят установления о разделе добычи к сражению при Бадре (ср. Коран 8:41/42), но бесспорных сведений об этом нет; вероятно, они возникли на несколько лет позднее. Единственным принципиальным новшеством по сравнению с доисламскими обычаями было увеличение доли участников с 3/4 до 4/5, уменьшение доли вождя (в данном случае Мухаммада) до 4/5 (хумс).
В общую сумму добычи не включались оружие и убор убитого противника, добытые в бою (салаб), и хумс из этого не выделяли. Мухаммаду принадлежало, дополнительное право выбора понравившейся вещи, его преемникам факихи отказывали в этом праве, хотя такой обычай продолжал существовать.
Ранние факихи (Абу Йусуф, Абу ‘Убайд) полагали, что всё оставшееся после выделения хумса подлежит разделу по принципу: 1 доля пешему (или сражавшемуся на осле, муле или верблюде) и 3 доли конному (Абу Ханифа полагал, что следует 1 доля на себя и 1 — на коня). На добычу имели право и те части сражавшейся армии, которые по уважительной причине не приняли непосредственного участия в сражении (резерв, охранение и т. п.), а также подкрепление, если оно подошло до окончания сражения. Погибшие в бою доли не имели.
Факихи XI—XII вв. (ал-Маварди, ал-Газали, ал-Маргинани и др.) считали, что до раздела наряду с хумсом должны быть выделены анфал — доля воинов, не принимавших участия в сражении, и радх («подарок»), который делится между женщинами, детьми, рабами, присутствовавшими при сражении (их доли должны быть меньше, чем у воинов). Лишь после этого происходит дележ между участниками. При этом они полагали, что раздел добычи, захваченной в дар ал-харб, должен происходить по возвращении в дар ал-ислам. Если раздел произошел в дар ал-харб, то убитые не имеют доли, если же в дар ал-ислам, то их доля достается наследникам.
Для оценки добычи выделялся один или несколько оценщиков из наиболее авторитетных лиц, которые определяли общую ценность добычи (в нее входил и выкуп за пленных), на этой основе выделялись хумс и доля каждого участника, которую он мог получить как натурой, так и деньгами. Обычно тут же происходила продажа части добычи торговцам, постоянно сопровождавшим армию.
Лит-ра: Абу Йусуф. Ал-Харадж, 21—26; Абу ‘Убайд. Ал-Амвал, 7—14; ал-Маварди. Ал-Ахкам, 217—244; ал-Газали. Ал-Ваджиз, 1, 288—292; F. F. Schmidt. Die Occupatio im isIamischen Recht.— DI, 1910, 1, 303—306; F. Lokkegaard. Ghanima.—EI, NE, 2, 1028—1030.
О.Г.Большаков