Джами, Нур ад-дин ‘Абд ар-Рахман б. Низам ад-дин Ахмад б. Шаме ад-дин Мухаммад (1414–1492) — суфийский шайх, поэт-мистик, автор более 45 произведений, основная часть которых написана на персидском языке и популярна по сей день. Часть специалистов считают Дж. последним классиком средневековой персидской литературы. Весьма ощутимо влияние его творчества на сочинения персидской мистической поэзии и прозы, созданные даже за пределами Средней Азии.
Дж. родился в округе Джам близ Харата (Герат) в религиозной семье, откуда и происходит его нисба. В 1436–1452 гг. учился в Самарканде, с 1452 г. до конца своих дней проживал в Харате. Имел личные контакты с хваджой Ахраром (ум. в 1490 г.) и творческие связи с ‘Али-широм Нава’и (1441–1501). Пользовался большим авторитетом как суфий и поэт при дворе Тимуридов и лично у Хусайна Байкары (1469–1506). Он держался в стороне от дворцовой жизни, но, несмотря на это, вел обширную переписку с правителями из династии Тимуридов, турецким султаном Байазидом II (1481–1512), главами династий Кара-Коюнлу — Джахан-шахом (1437–1467), Ак-Коюнлу — Узун Хасаном (1453–1478) и др. Дж. был последователем Ибн ал-‘Араби (1165–1240). Его пиром-наставником был Са‘д ад-дин Кашгари (ум. в 1456 г.), у мазара которого он стал жить в зрелом возрасте. Здесь поэта навещали все жители Харата — от простых людей до правителей. Дж. считал себя последователем суфийского братства накшбандийа и в известной мере — школы маламатийа. Он был увайси Накшбанда, вёл скромный образ жизни.
Свои произведения Дж. создал преимущественно после того, как ему минуло 50 лет. Его творческое наследие весьма многогранно, значительное место в нём занимают религиозные и суфийско-мистические сочинения. Его ал-Фава’ид ад-дийа’ийа (Шарх-и Мулла) на протяжении 500 лет считалось основным учебным пособием по арабской грамматике в мадрасах Хурасана и Мавараннахра. Чихил хадис — переложение в стихах в виде 40 четверостиший (руба’и) избранных им самим сорока хадисов. В 1472 г. Дж. совершил паломничество в Макку, после чего написал (1473 г.) Рисала-йи манасик-и хаджж ва-’умра (о паломничестве в Макку и ал-Мадину). Агиографический труд Шавахид ан-нубувва (1480 г.) посвящён биографии и пророческой миссии Мухаммада.
Самое значительное сочинение Дж. по суфизму — Нафахат ал-унс мин хадарат ал-кудс (1476–1478) — содержит жизнеописания более 600 суфийев.
Дж. написал ряд сочинений по теории суфизма, в частности Лава’их (1465 г.), Тахкик ал-мазахиб (1481 г.) и Рисалат фи-л-вуджуд. Особое место в этом списке занимают Рисала-йи суханан-и хваджа Парса, в котором содержится мистическое толкование изречений Мухаммада Парсы (1345–1420), и Рисала-йи шара’ит-и зикр (другое название — Рисала-йи тарика-йи накшбандийа), в котором он к существовавшим восьми принципам школы хваджаган добавил три принципа Баха’ ад-дина Накшбанда.
Особо значимы среди научных трудов Дж. по суфизму его комментарии к сочинениям различных авторов. В их числе комментарии к сочинениям Ибн ал-‘Араби — Шарх-и Фусус ал-хикам (1491 г.) и Накд ан-нусус фи шарх-и Накш ал-фусус (1458-59 г.), а также к художественным произведениям — Шарх-и байтайн-и Маснави-йи Маулави (другое название — Най-нама), передающий суфийский смысл двух начальных байтов «Маснави» Джалал ад-дина Руми (1207–1273), и Шарх-и байт-и амир-и Хусрав, посвящённый суфийскому толкованию одного байта из касиды амира Хусрава Дихлави (1253–1324). Кроме того, он написал комментарии к касидам Ибн ал-Фарида под названием Лавами’ фи шарх-и касида-йи хамрийа-йи мимийа-йи фаридийа (1470 г.) и Шарх-и касида-йи та’ийа, а также к своим 46 руба’и — Шарх-и руба’ийат. Особую значимость представляет Аши“ат ал-лама’ат (1481 г.) — подробный философско-мистический комментарий к ал-Лама’ат Фахр ад-дина ‘Ираки (1207–1289), который он написал в связи с тем, что у ‘Али-шира Нава’и возникли трудности в понимании сочинения ‘Ираки. Последний развивал в нем общесуфийскую концепцию философии мистической любви: влюблённый — это категория возможного, а возлюбленная — категория обязательного. В его философских трудах легко обнаруживается близость к творчеству Ибн ал-‘Араби. Для Дж. основное средство познания истины (= Бога) — это любовь.
Создавая поэмы традиционного содержания, Дж. всё же оставался больше суфийским теоретиком, нежели поэтом. Так, традиционный жанр хамса он переделывал на свой лад, отказываясь при этом от сюжетов староперсидских легенд и преданий. Вместо них в свою «пятерицу» Дж. включил сразу две суфийско-дидактические поэмы — Тухфат ал-ахрар (1481 г.) и Субхат ал-абрар (1482 г.), а также поэму Йусуф ва-Зулайха (1483 г.), созданную на основе коранического сюжета (другое название — ‘Ашик ва-ма’шук). Помимо этого он написал Лайли ва-Маджнун (1484 г.) и Хирад-нама-йи Искандари (1485 г.). В этих поэмах Дж. не интересовала сюжетная линия–предание. В них он в силу своего интереса к философским рассуждениям также выступал как теоретик суфизма, передававший свои воззрения через традиционные легенды и образы. В поэме Саламан ва-Абсал (1485–1492) Дж. сам выступает комментатором своего произведения и приводит собственную суфийскую интерпретацию героев.
В 1468–1486 гг. Дж. написал ещё одну объёмистую (в трёх частях — дафтар) суфийско-дидактическую поэму Силсилат аз-захаб, в которой он также подвергает анализу проблемы бытия и общества, любви и познания. Мистический дух ощущается и в известном его произведении Бахаристан (1487 г.), в котором в художественной форме описаны прохождение всех стадий любви, освобождение от своего «я» и слияние с предметом любви.
Под влиянием взглядов Ахмада ал-Газали (ум. в 1126 г.), Фахр ад-дина ‘Ираки и других Дж. безразличен к полу предмета любви.
В его творчестве возлюбленная порой выступает как мужчина, к которому другие мужчины испытывают платоническую любовь. В силу мистического отношения Дж. к предмету любви в преданиях весьма своеобразно стал интерпретироваться его образ. В легенде Кисса-йи мирза Хамдам ва-Маулави Джами, созданной на персидском языке примерно в XVIII столетии в Средней Азии, Дж. заочно влюбляется в юношу по имени мирза Хамдам и, переодевшись дарвишем, посещает Самарканд, где с ним происходят различные приключения на почве платонической любви к этому юноше. Списки данного произведения имеют широкое хождение в Средней Азии, оно неоднократно переводилось на чагатайский язык.
Дж. умер в Харате и похоронен рядом со своим наставником Са‘д ад-дином Кашгари. Шииты неодобрительно относились к личности Дж., и эта неприязнь привела к тому, что когда шах Исма‘ил Сафави (1501–1524) в 1510 г. захватил Харат, то издал указ о переносе в букве джим в имени Дж. точки снизу вверх, и оно превратилось в Хами («незрелость», «недоразвитость», «невежа»). Помимо этого было приказано вскрыть могилу поэта и выбросить его останки. Сын Дж., Дийа’ ад-дин Йусуф, предвидя вероятность таких эксцессов, заблаговременно перенёс тело отца в другое место. Гробница-мазар на пустой могиле была разрушена; она была восстановлена в первое десятилетие XX в. при афганском амире Хабиб Аллах-хане (1901–1919).
Лит-pa: А.Чоми. Осор. Т. 1–8. Душ., 1986–1990; ‘А.Навои. Хамсат ал-мутахаййирин. Асарлар. Т. 15 / Изд. П.Шамсиев, С.Ганиева. Таш., 1999, 7–86; Е.Э.Бертельс. Навои и Джами. М., 1965, 209–283; Письма-автографы Абдурахмана Джами из «Альбома Навои» / Изд. А.Урунбаев. Таш., 1982, 3–128; Тримингэм. Суфийские ордены, 82–84; Абдурахман Жомий. Фехрести асархои дар бораи у, ки дар СССР аз чоп баромаданд (1917–1988) / Изд. Л.А.Балуева, Н.Г.Щербакова, А.Ю.Юнусов. Душ., 1989; А.Афсахзод. Лирика Абд ар-Рахмана Джами: Проблемы текста и поэтики. М., 1988; он же. Накд ва бар раси осор ва шархи ахволи Жомий. Тихран, 1999.
Ш.Вахидов, Д.Фармонова, А.С.Эркинов