ДЖАНА̄ЗА – похоронный обряд в исламе; покойник; погребальные носилки (синоним—табут). В Коране не содержится никаких предписаний о джаназа, подробно джаназа описан в сочинениях по фикху. Обряды джаназа в различных мусульманских странах различны и связаны с соответствующими обычаями, существовавшими у этих народов в доисламский период. Можно выделить, однако, основные правила, которым следуют практически всюду. Почувствовав приближение смерти, мусульманин должен произнести шахаду. Если он не может сделать это сам, шахаду следует прошептать ему на ухо. Шиит должен читать или слушать суру Йа син (К. 36). После наступления смерти мусульманина поворачивают лицом к кибле. Потом следует ритуальное омовение (гусл), которое обычно совершает специальное лицо. После омовения совершается облачение тела в чистую одежду покойного или в особые погребальные одежды, состоящие из двух-пяти покрывал. Законоведы указывают на предпочтительность нечетного числа, но в ритуальной практике чаще всего используются два покрывала. Наиболее распространены покрывала белого, зеленого и черного цветов, но может быть использована материя любого цвета, кроме синего, а также близких к нему тонов. Умершему закрывают глаза, подвязывают челюсть, погребальные одеяния плотно стягивают, колени связывают, руки складывают на груди. После этого читают молитву за умершего либо в его доме, либо в мечети. В последнем случае тело на носилках, доставляется туда. Запрещено молиться за самоубийцу и неверующего (К. 9:84/85). Тело неверующего нельзя обмывать, но оно должно быть предано земле. Над телом младенца молитву следует произнести, если он хотя бы раз закричал. Тело шахида — «мученика за веру» не обмывают, хоронят такого покойника в той одежде, которая была на нем в момент гибели; молитву над покойным не читают.
Если смерть наступила утром, погребение должно состояться, в тот же день (предпочтительно до захода солнца), но, если человек умер днем или ночью, его хоронят на следующий день. Тело кладут на носилки, которые сопровождает погребальная процессия, причем двигаться ей предписано быстро. Теоретически женщины не должны участвовать в процессии, запрещается также громкое оплакивание умершего, однако и то и другое правило практически не соблюдаются. Погребение должно осуществляться нечетным числом мужчин. Ближайшие родственники кладут тело в могиле так, чтобы лицо покойника было обращено к кибле. Могила делается по возможности просторной, обычно с нишей в боковой стене или углублением на дне, чтобы умерший мог «сесть» при появлении ангелов смерти Мункара и Накира. Для этого еще ослабляют погребальные облачения. Все эти церемонии сопровождаются чтением сур Корана (чаще всего 1, 2, 18, 36, 44, 97-й) и касиды ал-Бурда. Религиозные авторитеты запрещают как-либо отмечать могилу, хотя широко распространены надмогильные камни с именем покойного, датами его рождения и смерти, айатами из Корана. Традиция выделяет 3-й, 7-й и 40-й день после смерти для поминовения усопшего.
Лит-ра: Лэйн. Нравы; G. A. Herklot, J. Sharif. Qanoon-e-islam. L., 1832 38 — 39; S. Lane-Poole. The People of Turkey. 2. L., 1878, 136—143; Donaldson. The Wild Rue, 69—78; T. O’Shaugnessy. Muhammad’s thoughts on death: A thematic study of the Quranic data. Leyde, 1969; Change, № 3424, 3427, 3428, 3444, 3446; A. S. Tritton. Djanaza.— EI, NE, 2, 441—442.
Е.А.Резван