ДЖАУХАР (перс.; «перл») — субстанция. В каламе, особенно на первоначальных этапах его развития, под джаухар понимали единичную вещь, от которой отличали ее количественные и качественные характеристики, именовавшиеся акциденциями (‘арад, мн. ч. а‘рад). У мутакаллимов, отрицавших деление тел до бесконечности, джаухар (иногда в словосочетаниях—ал-джаухар ал-фард, ал-джаухар аллази ла йанкасим) был синонимом Термина «атом». У фаласифа (восточных перипатетиков) словом джаухар обозначалась первая из десяти Аристотелевых категорий, рядополагавшаяся девяти акциденциям, то есть субстанция («сущность»), которая могла быть единичной или универсальной (единичный предмет либо его род или вид). Бог не характеризовался ни как субстанция, ни как акциденция, поэтому в философских учениях, возникших после сближения калама и фалсафа, «сущее» (ал-мауджуд) делилось на «необходимое» (ваджиб) и «возможное» (мумкин), и понятие джаухар (как и понятие «акциденция») считалось приложимым только к «возможному».
Т.К.Ибрагим, А.В.Сагадеев