ДЖАХАННАМ (от древнеевр. гехинном) — геенна, одно из основных названий ада в исламе. В Коране и мусульманской эсхатологии—место, где неверующие и грешники из людей и джиннов будут подвергнуты наказанию. Синонимы джаханнам — ан-нар (наиболее распространенный), ниран, са‘ир, лахаб, ал-джахим («огонь», «пламя»), сакар, ал-хутама («сокрушилище»), хавийа («пропасть»). Образ адских мук играл важную роль в коранической проповеди, был одним из главных средств эмоционального убеждения и устрашения слушателей; с ним связаны многие из наиболее ярких айатов Корана.
Жертвы джаханнама будут гореть в огне: «А те, которые несчастны,— в огне, для них там — вопли и рев» (11.406/108). «Мы сожжем их в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (4:56/59). «Огонь обжигает их лица, и они в ней мрачны» (23:104/106). Грешники там связаны цепями, «одеяния их из смолы, лица их покрывает огонь» (14:50/51). Еда их — с растущего из глубин джаханнама дерева заккум—«плоды его точно головы шайтанов» (37:62/60—66/64; 56:52—54). Питье их— кипяток (37:67/65; 38:57; 56:54), который «рассекает их внутренности» (47:15/17), и гнойная вода — «…и будут его поить водой гнойной. Он лакает ее, но едва проглатывает, и приходит к нему смерть со всех мест, но он не мертв, а позади его — суровое наказание» (14:16/19— 17/20). Еще один вид мук джаханнам — жгучий холод. Разные категории грешников помещаются в разные слои джаханнам (дарак), входят в него через разные ворота (см. 4:145/144; 15:44; 39:72). Джаханнам охраняет стража из ангелов (забанийа), главный страж джаханнама— ангел по имени Малик (43:77).
Послекораническое предание описывает существующие в джаханнаме пруды с гнилой и кипящей водой, бездонный колодец и т. п. Особую популярность приобрел образ ас-сират ал-мустаким (см. сират).
В Коране обнаруживаются элементы двух представлений о природе джаханнама. Согласно одному, это: нечто вроде страшного, рычащего, «готового лопнуть от гнева» животного, поглощающего грешников (ср. 89:23/24; 67:7—8). Это представление было позднее детализировано многими сказочно-мифологическими деталями, например в трактате ал-Газали ад-Дурра ал-фахира. Согласно другому представлению, это глубокая пропасть, куда ведут семь ворот (15:44; 39:72). Постепенно этот образ был детализирован как воронкообразный кратер с концентрическими кругами, разделяющими разные категории грешников. Такой образ ада восходит к древневосточной традиции. В мусульманской форме он оказал влияние и на средневековые европейские представления о структуре ада, в частности на те, которые отразились в «Божественной комедии» Данте.
Коранические описания джаханнама ставили перед мусульманскими богословами несколько проблем. Одна—о вечности пребывания грешников в джаханнаме. Айаты Корана позволяют говорить и о вечном, и о временном наказании (см., например, 23:103/105; ср. 11: 107/109). В суннитском исламе представление о милости Аллаха, заступничестве Мухаммада за мусульман в день Суда и т. п. вылились в представления о том, что вечно в джаханнаме будут пребывать только неверующие, для мусульман же, даже самых грешных, муки джаханнама невечны.
Другая проблема—вопрос о сотворенности и вечности самого джаханнама. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой джаханнам, как и ал-джанна, сотворен и существует, а не будет создан к Судному дню, как утверждали му‘тазилиты.
Наконец, всегда стояла проблема символического истолкования описаний джаханнама. Уже му’тазилиты пытались так объяснить многие грубо конкретные образы традиционных представлений; в частности, они отрицали реальность моста над джаханнамом. Духовный характер некоторых испытаний и мучений джаханнама подчеркивали многие богословы разных направлений, например ал-Газали и Ибн Сина. К символическим толкованиям некоторых описаний джаханнама склонны современные мусульманские модернисты. Напротив, традиционалисты продолжают с успехом использовать мусульманский образ джаханнама для воздействия на своих приверженцев.
Лит-ра: ал-Киса’и. Кисас, 17—26; ал-Багдади. Усул ад-дин, 237—239; ал-Газали. Ихйа’, 4, 479—484; ан-Насафи. ‘Ака’ид, 30; ал-‘Идви. Машарик, 183—186: Wensinck. Handbook, 96-—97; В Carra de Vaux. Djahannam.— EI, 1. 1040; L. Gardet. Djahannam.— EI, NE. 1, 381—382.
М.Б.Пиотровский