ДЖАХМ б. С̣АФВА̄Н, Абӯ Мух̣риз (казнен в 745 г.), маула бану расиб — знаменитый богослов-джабарит и проповедник, глава хорасанских мурджиитов — джахмитов. Будучи секретарем ал-Хариса б. Сурайджа, Джахм б. Сафван принял участие в восстании против омейядского наместника Хорасана Насра б. Саййара, попал в плен и был казнен в Мерве.
Джахм б. Сафван — ученик ал-Джа‘да б. Дирхама, который, согласно мусульманской традиции, первым высказал идею о сотворенности Корана. Проповедник безусловного предопределения, противник антропоморфизма, Джахм б. Сафван вел ожесточенные споры в мечетях Термеза и Мерва с мурджиитскими и му‘тазилитскими богословами, не разделявшими его взглядов. Известны его диспуты с му‘тазилитским проповедником в Хорасане Хафсом б. Салимом, мурджиитским богословом-антропоморфистом и комментатором Корана Мукатилом б. Сулайманом (ум. в 767 г.), учившим, что «Аллах есть тело, плоть и кровь наподобие человека»; и др. Одно из своих сочинений он посвятил «опровержению» взглядов Мукатила. Средневековые мусульманские доксографы приписывали Джахму б. Сафвану суждения, которые вызывали яростные нападки «правоверных» богословов. Прежде всего его обвиняли в отрицании божественных атрибутов. Он признавал за Аллахом только такие атрибуты, которыми не наделяются его создания (всемогущий, действующий, творящий). Он приписывал Аллаху знания, возникающие вне субстрата. Он утверждал, что человек не обладает ни способностью действовать, ни желанием, ни свободой выбора. Аллах творит в человеке действие, подобно тому как он творит их в природе. Действия приписываются человеку иносказательно, так же как и природе, когда говорят «дерево плодоносит», «вода течет» и т. п. Способность человека действовать и его желание к действию Аллах сотворил так же, как цвет его кожи, его рост и т. п. Воздаяние и наказание суть принуждение, то есть человек — не творец своих действий. Согласно Джахму б. Сафвану, вера нерасчленима на убеждение, слова и деяния, вера — это знание об Аллахе, неверие — это незнание о нем. Если человек познал Аллаха, затем отрекся от него на словах, то он остается верующим. Вера (знание об Аллахе) у всех одинаковая — от пророка до рядового мусульманина. Как и му‘тазилиты, Джахм б. Сафван отрицал возможность лицезреть Аллаха, признавал сотворенность Корана и необходимость познания разумом до ниспослания откровения.
Резкой критике со стороны «правоверных» богословов подвергались эсхатологические представления Джахма б. Сафвана, отрицавшего вопреки общепринятому в исламе мнению вечность рая и ада («нельзя представить себе движение, не имеющее начала и конца»), и признание им предельности возможностей Аллаха.
Лит-ра: ал-Аш‘ари. Макалат, указ.; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 44, 60, 84—85; Халид ал-‘Асали. Джахм б. Сафван ва маканатуху фи-л-фикр ал-ислами. Багдад, 1965; W. М. Watt. Djahm b. Safwan.— EI, NE, 2. 338.
С.М.Прозоров