ДЖИБРӢЛ (вар. Джабра̄’ил, Джабрӣл) — имя ангела, наиболее приближенного к Аллаху, главного посредника между ним и пророками, в частности Мухаммадом. В Коране он упоминается как покровитель Мухаммада, защищающий его вместе с Аллахом от неверующих, специально присланный к Мухаммаду с откровением — Кораном (2:97/91—98/92; 66:4). Комментаторы относят к Джибрилу также такие обозначения духа, передававшего Мухаммаду откровения, как ар-рух («дух» — 17:85/87; 97:4), рух ал-кудус («дух святой» — 16:102/104), ар-рух ал-амин («дух верный» — 26:193), рух мин амр Аллах («дух от повеления Аллаха» —16:2; 17:85/87; 40:15; 42:52). Аналогичные выражения употребляются в рассказах о Марйам (рух—19:17; 66:12) и ‘Исе (рух ал-кудус— 2:87/81, 253/254; 5:110/109); считается, что Коран связывает Джибрила и с ними.
В послекораническом предании прежде всего подробно описывается роль Джибрила в жизни Мухаммада. Он начал передавать Мухаммаду Коран и передал его весь по частям, а однажды, в рамадан,— весь целиком. Он оберегал и наставлял Пророка, сопровождал его во время «ночного путешествия» в Иерусалим, помогал ему в военных предприятиях и в богословских спорах. Джибрил стал также важной фигурой в историях о других пророках. Аллах посылал Джибрила за землей для творения Адама, Джибрил опекал Адама после его изгнания из рая, он помог спастись Нуху и спас сына Ибрахима, он обучил Йусуфа множеству языков, он научил Да’уда делать кольчуги, он помогал Сулайману, предрек Закарии рождение Йахйи и т. д.
Джибрил считается главным из четырех приближенных к Аллаху ангелов (другие — Микал, ‘Изра’ил и Исрафил). Иногда его описывают как существо огромного роста, чьи ноги на земле, а голова — в облаках. Он играет значительную роль в мусульманской магии. Имя его вместе с именами других приближенных к Аллаху ангелов пишут по краям магических квадратов.
Образ Джибрил воспринят Кораном из иудейско-христианской традиции. В наиболее ранних айатах с Мухаммадом говорит сам Аллах, затем появляется дух-посредник, лишь позднее обозначаемый как ангел по имени Джибрил. Это произошло уже в Медине, видимо, под влиянием споров с иудеями, считавшими своим покровителем Михаила, и под влиянием образа Гавриила в христианских преданиях. Более уверенная идентификация духа-посредника с Джибрилом и разработка его роли в биографии Мухаммада — плод усилий комментаторов и богословов. Существует предание о том, что первые откровения Мухаммаду передавал другой ангел, а Джибрил стал являться ему уже после фатры — «перерыва в откровениях».
Лит-ра: ат-Табари. Тафсир, 1, 341—349; ал-Казвини. ‘Аджа’иб, 57—58; ал-Байдави. Тафсир, 1, 74; Eickmann. Die Angelologie, 15—18, 29—31; Horovitz.. Untersuchungen, 107; Eichler. Die Dschinn, 123—131; Beltz. Sehnsucht, 154—155; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 74—75; B. Carra de Vaux. Djabra’il.— EI, 1, 1032—1033; J. Pedersen. Djabra’il.— EI, NE, 2, 363 — 364.
М.Б.Пиотровский