З̱АХАБӢЙА — 1. В поздних персидских источниках название братства кубравийа в целом. 2. Ветвь кубравийа, оформившаяся в самостоятельное шиитское братство, образованное в 30— 40-х годах XV в. Шихаб ад-дином ‘Абдаллахом Барзишабади Машхади в Хорасане. Захабийа возводило цепь духовной преемственности к восьмому имаму ‘Али ар-Рида через Ма‘руфа ал-Кархи (ум. в 816 г.), ал-Джунайда ал-Багдади (ум. в 910 г.), Наджм ад-дина ал-Кубра (1145—1221) и Исхака ал-Хутталани (уб. в 1423 г.) и придерживалось «учения о трезвости» ал-Джунайда. Первоначально сельское, затем городское братство, Захабийа не выходило за пределы собственно Ирана.
История Захабийа состоит из двух этапов: первый — от времени образования до смерти в 1785 г. Ага Мухаммад-Хашима Дарвиш-и Ширази — последнего главы (кутб) братства, официально получившего инвеституру на руководство в силсила, восходящей к основателю 3ахабийа. Согласно письменной традиции, кубрави Исхак ал-Хутталани назначил перед своей гибелью главой заместителей (халифат ал-хулафа’) саййида Мухаммада б. Мухаммада ал-Ахса’и, прозванного Нурбахш (1392 — 1464). Большая часть муридов его ветви подчинилась этому решению, меньшинство воспротивилось и признало ‘Абдаллаха Барзишабади в качестве халифат ал-хулафа’. В результате раскола образовались два независимых шиитских братства—нурбахшийа и захабийа. Судя по источникам, самоназвание 3ахабийа появилось значительно позднее времени его образования: Нураллах Шуштари (1547—1610) не знал самоназвания захабийа и заметил, что сторонников Барзишабади в Хорасане называли суфиями, тогда как сторонников Нурбахша — нурбахшийа. Существует несколько толкований появления самоназвания. Вероятнее всего, оно было заимствовано из термина силсилат аз-захаб («золотая цепь»), которым обозначали как наследственный ряд шиитских имамов, так и духовную цепь руководителей захабийа. Из Хорасана братство распространилось по Ирану, с XVIII в. основная обитель и резиденция главы 3ахабийа находилась в Ширазе.
Второй этап — с конца XVIII в. до наших дней: от Ага Мирза ‘Абд ан-Наби Ширази (ум. в 1815 г.), который не получил прямой инвеституры в качестве преемника духовной силсила глав 3ахабийа, а объявил себя таковым, ссылаясь на волю ‘Али ар-Рида, который явился ему во сне, до Ага Мирза Джалал ад-дина Мухаммада Шарифа Маджд ал-Ашрафа (ум. в 1913 г.) — 36-го (либо 34-го) кутба захабийа. К нему восходят две линии: а) шарифи, 4-й кутб этой линии Хаджж Шамс ад-дин Парвизи; резиденция и основная обитель в Ширазе; б) вахид ал-аулийа’, 3-й кутб этой линии (с 1963 г.) Ганджавийан; резиденция и обитель Ахмадийа в Ширазе. Официальное название братства— Тарика-йи ‘Алийа Захабийа Мустафавийа Муртазавийа Ридавийа Махдавийа Кубравийа.
Начиная со второй половины XIX в. Захабийа отличалось значительной активностью в распространении своих взглядов и вербовке членов. В 70-х годах XX в. оно насчитывало около 3 тысяч членов и помимо обителей в Ширазе имело ханаках в Тегеране.
Захабийа исповедует культ ‘Али б. Аби Талиба, считая, что в нем соединились ипостаси пророка и «святого» и что по своим качествам он выше Мухаммада; столь же ревностно они чтут «скрытого» имама. Строгое исполнение предписаний шари‘ата — основа их мистического пути познания. Поэтому фигура шайха-наставника в захабийа не столь значима, как в остальных братствах.
Он в основном толкует сны и видения неофитов. Действующий кутб 3ахабийа называется натик; только он один обладает правом толковать тайный смысл, заключенный в мистических откровениях. Того, кто придет ему на смену и станет его восприемником, называют самит (у исма‘илитов взяты только термины, не их смысл). По мнению захабийа, имамы и некоторые пророки являются обладателями данного им богом вилайат-и шамси, или вилайат-и кулли, то есть абсолютно непогрешимого знания, заложенного в них еще в добытии. Руководители (актаб) 3ахабийа, в свою очередь, обладают вилайат-и камари, или вилайат-и джуз’и, поскольку они отражают, как луна солнечные лучи, сокровенное знание, присущее «скрытому» имаму, и, следовательно, они суть лица, которым дано исключительное право наставлять людей от его имени на истинный путь.
3ахабийа практикует как громкий (джали) коллективный зикр, так и тихий индивидуальный и мысленный (хафи). Наставления захабийа категорически запрещают вызывать в памяти образ наставника или кутба во время тихого или молчаливого зикра (сурат-и фикрийа), в мысленном видении должен появиться образ имама ‘Али ар-Рида. Этот образ должен появиться не как откровение (мукашафа) в результате длительной медитации (мушахада) и процесса зикра, а как видение во время сна после отправления зикра. Поэтому в захабийа придается исключительное значение сновидениям и цветосветовой символике.
Захабийа практикует для уединения и поста два сорокадневья (арба‘ин) в году: Хусайни, отправляемое с 11 мухаррама по 21 сафара, и Мусави — с 1 зу-л-ка‘да по 10 зу-л-хиджжа. Кроме того, некоторые члены захабийа дополнительно постятся в течение раджаба, ша‘бана и рамадана (7-й, 8-й и 9-й месяцы лунного календаря) либо ежемесячно три дня (первый, пятнадцатый и последний). Дарвиш захабийа не носит бороду и не отпускает длинные усы, при встрече и во время коллективного зикра принято пожимать друг другу руки (исключение составляют траурные дни). В захабийа категорически запрещается просить милостыню и употреблять возбуждающие средства во время любого зикра. Эмблема братства — фраза «Йа ‘Али», написанная в виде судна с двумя мачтами под парусами — аллегория Ноева ковчега, на парусах текст хадиса о нем.
Лит-ра: аш-Шуштари. Маджалис, 151а—1526; Ширвани. Бустан, 323; Ма‘сум-‘Али-шах. Тара’ик, 2, 137, 154; Мударрис. Райханат ал-адаб, 2, 283, 5, 184—185; Мударриси. Силсилаха, 148—178, Gramlich. Derwischorden, Index; Molé. Les Kubrawiya. 126.
О.Ф.Акимушкин