ИБН ал-ФА̄РИД, Шараф ад-дӣн ‘Умар б. ‘Али Абӯ Х̣афс̣ (или Абӯ-л-К̣а̄сим) ал-Мис̣рӣ ас-Са‘дӣ (1181 —1235) — крупнейший арабский поэт-мистик. Родился в Каире в семье выходца из г. Хама (Сирия), исполнявшего обязанности ходатая по делам о разделе имущества (фарид). Отсюда прозвище поэта—Ибн ал-Фарид. С ранних лет отец обучал его основам мусульманского вероучения (дийана), религиозной практики (‘ибада), правилам воздержания (зухд) и богобоязненности (вара‘) и шафи‘итскому фикху. Хадисами он занимался под руководством Ибн ‘Асакира и ал-Мунзири. Уже в юности И. ал-Ф. полюбил одиночество (хала) и с позволения отца надолго уединялся на склонах горы ал-Мукаттам, предаваясь благочестивым размышлениям, воздержанию и общаясь, согласно преданию, только с дикими зверями. Несмотря на явную склонность к суфизму, И. ал-Ф. формально не принадлежал ни к одному египетскому братству; нет сведений и о том, что у него были наставники из числа суфиев. Около 15 лет И. ал-Ф. провел в Хиджазе, где, по-видимому, и написал большую часть своих трудов. По возвращении в Каир И. ал-Ф. скоро стал популярен и снискал репутацию вали. Он поселился в мечети ал-Азхар, где, по свидетельству современников, его посещали «и знать, и чернь». После смерти И. ал-Ф. его могила у подножия горы ал-Мукаттам стала объектом паломничества; она сохранилась и поныне.
И. ал-Ф. принадлежат две известные мистические касиды — ал-Хамрийа и Назм ас-сулук (последнюю чаще называют ат-Та’ийа ал-кубра). Помимо них диван поэта включает в себя много произведений небольшого объема. Творчество И. ал-Ф. носит мистический характер, хотя непосредственные его истоки определить непросто. Несомненно, поэт был в общих чертах знаком с терминологией и сутью суфийских учений. Однако, в отличие от своего великого современника Ибн ‘Араби, И. ал-Ф. не пошел по пути их дальнейшей разработки и концептуализации. Будучи прирожденным поэтом, он стремился традиционными приемами и образами арабской поэзии передать свое глубоко личное ощущение неразделимого единства, скрывающегося за многообразием жизненных явлений, описать всепоглощающее стремление к этому вечносущему источнику бытия и полное растворение в нем. Если у Ибн ‘Араби поэтические произведения часто служили лишь иллюстрацией какого-либо рационального положения, то в творчестве И. ал-Ф. главную роль играет чувство, мистическое переживание. Бесспорный поэтический талант позволил ему добиться такого синтеза формы и содержания, при котором его стихи можно воспринимать одновременно в двух смыслах: буквальном и мистическом, причем они сосуществуют без ущерба друг для друга. Благодаря этому некоторые небольшие произведения И. ал-Ф. с музыкальным сопровождением исполняют на суфийских радениях (сама‘). Ал-Хамрийа и ат-Та’ийа стали объектом многочисленных «буквальных» и «суфийских» комментариев. Из сочинений первой группы наиболее известен комментарий ал-Бурини, труды второй группы принадлежат таким крупным суфиям, как ал-Кашани, ал-Кайсари, ‘Абд ал-Гани ан-Набулуси. Эти мистики — ревностные поклонники Ибн ‘Араби—толковали тексты касид в духе его учения о «единственности бытия» (вахдат ал-вуджуд). Несмотря на вольную интерпретацию, «суфийские» комментарии все же ближе к истинному смыслу стихов, чем «буквальные».
Наследие И. ал-Ф. долгое время было объектом богословских дискуссий. В XV в. ряд факихов, в частности Бурхан ад-дин ал-Бака‘и и каирский кади ал-кудат Ибн аш-Шихна, обвинили И. ал-Ф. в неверии и в проповеди «воплощения» (хулул) и «соединения» с богом (иттихад). Хотя позднее он был оправдан специальной фатвой, отзвуки полемики вокруг его «правоверия» прослеживаются в трудах мусульманских авторов и поныне.
Лит-ра: Рушайд б. Галиб. Шарх диван Ибн ал-Фарид. 1—2. Миср, 1319 г. х.; Заки Мубарак, Ат-Тасаввуф ал-ислами фи-л-адаб ва-л-ахлак. 1. Бейрут, [б. г.], 215—232; Сафи Хусайн. Ал-Адаб ас-суфи фи Миср. Каир, 1964, 91 — 116; R. Nicholson. The lives of ‘Umar Ibnu ’l-Farid and Muhyi’ddin Ibnu ’l-‘Arabi.—JRAS. 1906, 4, 787—806; он же. Studies, 162—266; E. Dermenghem. L’Eloge du vin (al-Khamriya). P., 1931; Anawati, Gardet. Mystique, 60—62, 115—120; Sh. Kamada. Nabulusi’s commentary on Ibn al-Farid’s Khamriya.—Orient. Tokyo. 1982, 18, 19—40; R.A.Nicholson — [J. Pedersen]. Ibn al-Farid.— El, NE, 3, 786—787.
А.Д.Кныш