ИБН Х̣АЗМ, Абӯ Мух̣аммад ‘Алӣ б. Ах̣мад (994—1064) — андалусский теолог и факих, видный представитель захиритской школы права (аз-захирийа). Родился в Кордове в семье вазира халифа ал-Мансура. Впоследствии сам принимал активное участие в политической жизни, поддерживал Омейядов в их борьбе с восставшими берберами, занимал пост вазира при ‘Абд ар-Рахмане ал-Мустазхире (в 1023 г.) и Хишаме ал-Му‘тадде (в 1027 г.). Когда берберская партия брала верх, И. X. подвергался тюремному заключению и ссылке. В конце 20-х годов он сошел с политической арены. Опасаясь преследований со стороны господствовавших тогда в ал-Андалусе маликитов (см. ал-маликийа), с которыми И. X. вел ожесточенную полемику, в 1029 г. он переселился на о-в Майорку. С 1047 г. он жил в своем родном поместье на юго-западе страны, где и умер.
Следуя захиритской традиции, И. X. Настаивал на буквальном толковании священных текстов; в качестве основ фикха фактически признавал лишь Коран и сунну (принятое им иджма‘ он понимал только как иджма‘ сподвижников Пророка); отвергал такие методы правоведения, как кийас, ра’й, истихсан, та‘лил (обоснование); выступал против всех разновидностей калама, включая аш‘аритский. Одновременно И. X. отвергал таклид, допуская следование лишь Пророку (что, по его мнению, не является таклидом); пытался легитимировать логику (аристотелевскую), иллюстрируя ее примерами правового и богословского характера. Из трудов И. X. наибольшую известность получили доксографическое сочинение ал-Фисал фи-л-милал ва-л-ахва’ ва-н-нихал (Каир, 1317 г. х.), в котором он откровенно апологетически изложил проблемы теологии, разделявшие мусульман на многочисленные школы и толки, и правоведческое сочинение ал-Мухалла (Каир, 1347—1352 гг. х.), сокращенное изложение которого (под названием ал-Му‘алла) составил Ибн ‘Араби, считавший себя последователем И. X. в области фикха.
Лит-ра: Раса’ил Ибн Хазм ал-Андалуси. Каир, [б. г.]; Ибн Хазм. Китаб ал-ихкам. Каир, 1345—1348 гг. х.; он же. Маратиб ал-иджма‘. Каир, 1357 г. х.; он же. Ат-Такриб ли хадд ал-мантик. Бейрут, 1959; он же. Мулаххас ибтал ал-кийас ва-р-ра’й ва-л-истихсан ва-т-таклид ва-т-та‘лил. Дамаск, 1960; он же. Ал-Ахлак ва-с-сийар. Бейрут, 1961; он же. Джамхарат ансаб ал-‘араб. Каир, 1977; он же. Таук ал-хамама. Бейрут, 1972 (рус. пер.: Ожерелье голубки. М., 1957); Абу Захра. Ибн Хазм. Каир, 1954; 3. Ибрахим. Ибн Хазм ал-Андалуси. Каир, 1966; R. Arnaldez. Grammaire et Théologie chez Ibn Hazm de Cordoue. P., 1956; A. M. Turki. Polémiques entre Ibn Hazm et Bagi sur les principes de la loi musulmane. Alger, 1975.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев