ИК̣Т̣А̄‘ (мн. ч. ик̣т̣а̄‘а̄т; от глагола ак̣т̣а‘а — «отрезать», «наделять») — передача государством права получения хараджа с определенной территории. Наделение землями упоминается уже при жизни Мухаммада и особенно широко применяется при ‘Усмане (644—656). Дарились бесхозные или заброшенные земли из государственного фонда, поступавшие в собственность наделенного (мукта‘) с правом наследования и отчуждения. Эти участки назывались кати‘а и были аналогичны мулку, сам акт дарения назывался икта‘. В подавляющем большинстве случаев мукта‘ не обрабатывали землю сами, а получали ее с сидевшими на ней арендаторами или, вложив средства в мелиорацию, сдавали освоенную землю в аренду. Мукта‘ платил с них ‘ушр, который рассматривался не как поземельный налог, а как закат. При классическом икта‘, т. е. при наделении хараджной землей, мукта‘ получал в свою пользу разницу между хараджем и ‘ушром. Ранние законоведы (Иахйа б. Адам, Абу Йусуф) знают только такую форму И.
В IX—X вв. в связи с ослаблением центральной власти появляются различные формы пожизненного наделения: ту‘ма, муката‘а—право платить неизменную сумму со вновь освоенных залежных хараджных земель без ежегодной оценки урожая сборщиками; игар — изъятие земель из ведения фиска при условии ежегодной уплаты определенной суммы; тасвиг—изъятие из ведения фиска при уплате чисто символической суммы. В это время законоведы различают икта‘-тамлик (И. на правах собственности=кати‘а) и икта‘-истиглал (И. с правом сбора хараджа в свою пользу). Последняя форма обычно и подразумевается исследователями, когда идет речь об И. как о форме условного феодального землевладения.
Широкое распространение этой формы И. относится ко второй половине X в., когда Буиды стали раздавать своим военачальникам право на получение всей суммы хараджа как плату за службу. Однако эти бенефиции были временными; мукта‘, выкачивая налоги, разоряли хозяйство и требовали замены И., что привело к упадку земледелия в Ираке.
В Египте при Фатимидах И. находилось полностью под контролем государства, которое получало с него определенную сумму (‘ушр) и могло в любое время аннулировать Й. или дать взамен другое, аналогичное или иной ценности. О распространении икта‘-истиглал в других странах сведений мало. Нередко за него принимают любое наделение землей и назначение на наместничество, если акт назначения передан в тексте глаголом акта‘а.
Дальнейшее развитие И. получает при Сельджуках, когда оно становится наследственным, крупные военачальники получают целые области с обязательством содержания своего отряда и при этом нередко оказываются правителями (вали) соответствующего округа или области. И. превращается из бенефиция в феод, что предполагало передачу части сюзеренитета, — возникает феодальная иерархия, когда крупный мукта‘ наделяет подчиненных из своего И.
В Египте при Айюбидах И. раздавались без требования уплаты государству какой-либо суммы, но контроль государства сохранялся. Обычно это были И. чересполосные, ненаследственные, и их предоставление не предполагало права управления округом; иерархическая структура отсутствовала: каждый мукта‘ получал свой надел от государства.
При монголах термин И. исчезает из официального употребления, вместо него появляется суюргал — наследственный надел и туюл —временный или пожизненный.
Лит-ра: Петрушевский. Земледелие, 256—269; Семенова. Салах ад-дин; Сl. Cahen. L’évolution de I’iqta du IXe au XIIIе siècle. — Annales. ESC, 1953, 231—269, PMHM; A. Lambton. Landlord and Peasant in Persia. L., 1953; С. Е. Bosworth. Military Organisation under the Buyids.—Oriens. 1967, 18—19; Lokkegaard. Taxation; Cl. Cahen. Ikta‘.—El, NE, 3, 1115—1118.
О.Г.Большаков