ИХ̣РА̄М — особое состояние, войдя в которое верующий совершает большое (хаджж) и малое (‘умра) паломничество. Добравшись до определенных традицией мест (микат, мн. ч. мавакит), паломник выполняет ряд очистительных обрядов: омовение, обрезание волос, ногтей. В состоянии ритуальной чистоты (тахара) паломник надевает специальное одеяние, также называемое И., состоящее из двух кусков белой материи; один оборачивают вокруг бедер (изар), другой набрасывают на плечи (рида’). Голова не покрыта (для женщин обязательно покрывало), на ноги надевают сандалии. Вступление в состояние И. знаменуется произнесением особого обращения к Аллаху (талбийа): «Вот я перед тобой! Нет у тебя сотоварища! Вот я перед тобой! Воистину, хвала тебе, милость и могущество! Нет у тебя сотоварища!» Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и посещении всех главных святынь паломничества. В это время запрещено заниматься торговлей, вступать в половые сношения, проливать кровь, стричься, бриться, умащаться благовониями. Нарушение этих запретов делает паломничество недействительным. Выход из состояния И. осуществляется посредством обрезания пряди волос. Внутренний смысл И. заключается во временном отказе от дел «этой жизни» ради пред стояния перед Аллахом в том виде, в котором верующие предстанут перед ним в День воскресения. В обряде принятия И. нашла отражение идея всеобщего равенства мусульман независимо от их имущественного и социального положения в обществе.
Лит-ра: ал-Бухари. Ас-Сахих, 1, 284—443; ал-Газали. Ихйа’,’1, 225—233; Gaudefroy-Demombynes. Pèlerinage, 168—191; Grünebaum. Festivals, 26—28; A. J. Wensinck — [J. Jomier]. Ihram.— EI NE, 3, 1078—1079.
Д.В.Ермаков