К̣А̄Д̣Ӣ (кадий, казий; «назначающий», «приговаривающий») — общепринятое название мусульманского судьи-чиновника, назначаемого правителем и отправляющего правосудие на основе шари‘ата. Первые К. были назначены халифом ‘Умаром б. ал-Хаттабом (634—644) в Медине, Басре, Куфе. После этого К. стали назначаться в крупные города и области, а во время военных походов — и в войска. Назначать К. мог только халиф, который был носителем высшего правового авторитета. Перед ним же можно было обжаловать решение К., что могло привести к его отставке. Во второй половине VIII в. была учреждена должность верховного К.— кади ал-кудат, которому было поручено от имени халифа назначать всех К. Халифата и принимать апелляции на их решения.
С возникновением независимых от Халифата мусульманских государств их правители стали сами назначать К. и К. ал-кудат. Однако в глазах народа и многих факихов их назначение не было действительным без утверждения халифа, и порядок испрашивания такого утверждения сохранился, хотя и не везде, до XII в. В Египте при Фатимидах и Айюбидах были К. ал-кудат от каждого мазхаба, которых при необходимости приглашали к султану как советников. В османской Турции К. назначали сами султаны как носители высшего правового авторитета, функции Же К. ал-кудат исполнял верховный муфти, носивший титул шайх ал-ислам.
В принципе должность К. может занимать любой полностью дееспособный мусульманин с незапятнанной репутацией, обладающий способностью трезво мыслить и достаточным знанием шари‘ата и не имеющий явных физических недостатков. Если такого человека нет, то при соблюдении остальных условий К. может быть назначен человек, имеющий какой-то физический недостаток (например, глухоту). Однако такое назначение либо временное (до подыскания подходящего лица), либо ему необходимо придать помощника для компенсации его недостатка. Известно много случаев, когда на должность К. назначался неграмотный человек за его благочестие, мудрость и честность.
К. считался на службе у всей общины, и содержание ему выдавалось из государственной казны. Его должно быть достаточно, чтобы К. мог быть беспристрастным перед обращающимися к нему сторонами и не принимать от них ни денег, ни подарков, ни услуг. Для богатого человека было достойнее исполнять должность К., отказываясь от содержания. Известны также К., которые зарабатывали на жизнь трудом или имели небольшую торговлю, но также отказывались от содержания, чтобы сохранить независимость не только от тяжущихся сторон, но и от властей. Вместе с тем были К., которым халифы устанавливали огромное содержание, другие «прославились» взяточничеством и бесчинствами, наконец, на должность К. назначали и за деньги. Но все это чаще всего имело место в кризисные периоды, когда центральная власть ослабевала. Из своего содержания К. должен был оплачивать необходимый ему штат секретарей, переводчиков, посыльных и т. д.
В обязанности К. входит ведение всех гражданских и уголовных дел в своем городе или области, наблюдение за общественной нравственностью, назначение в случае необходимости опеки над людьми и имуществом, надзор за имуществом вакфов, наблюдение за состоянием общественных зданий и сооружений, дорог, улиц и площадей, наблюдение за разделом наследств и соблюдением завещаний, за правильностью исполнения судебных приговоров и наложения наказаний, контроль правоохранительных органов и инспекция тюрем, наблюдение за правильностью сбора и распределения заката, садаки и других общественных средств и многие другие обязанности. Войсковой К. кроме тех же дел обязан от имени правителя объявлять священную войну (джихад), оценивать военную добычу (ганима) и следить за правильностью ее раздела. От войскового К. требуется хорошее знание военного права.
К., за небольшим исключением, происходили из факихов, и часто на должность К. в течение многих лет назначались представители одной семьи, хотя эта должность не могла быть наследственной. С VIII в. К., так же как факихи и муфтии, стали носить особую одежду, что во многих странах сохраняется до настоящего времени. В крупных городах К. объединяются в сообщества, несколько напоминающие коллегии, но не имеющие никакого официального статуса.
В настоящее время К. стоят во главе шариатских судов, в ведении которых находятся дела, относящиеся к ритуальному, семейному, частному и отчасти уголовному праву.
Лит-ра: Абу Йусуф. Ал-Харадж, 222—223; аш-Шайбани. Ал- Джами‘ ас-сагир, 92—96; ал-Маварди. Ал-Ахкам, 107—128; Мец. Ренессанс, 180—184; Тyan. Judicial Organization, 236—241; Е. Тyan, Kaldy Nagy. Kadi.—EI, NE, 4, 390—392.
А.С.Боголюбов