К̣АЛАНДАР (перс.; араб, к̣арандал, тур. календер) — бродячий нищенствующий дарвиш, исполняющий минимум религиозных предписаний. Происхождение термина неясно; существующие гипотезы неудовлетворительны: 1) от перс. каландар («обросший волосами неуклюжий человек»; «необструганный брус дерева, которым подпирают входную дверь изнутри»); 2) от перс. калантар (сравн. степень от калан — «старший», «большой»); 3) от греч. χαλπτωρ (от корня χαλεω)— «призывать», «приглашать»). Термин К. был широко распространен в мусульманском мире от западных границ Китая до Марокко и в историческом аспекте прилагался к разным категориям дарвишей. В зависимости от времени и региона К. изменялся как функционально, так и терминологически. К. означает: 1. Как технический термин — дарвиш, который находится в состоянии мистического опьянения любовью к богу (сукр) и ограничивает свою религиозную активность кругом обязательных предписаний, не обременяя себя условностями повседневной жизни. 2. Как термин мистической поэзии до XIV в.— мистик, скитающийся, как бродяга, страстно влюбленный в бога, очищающий плоть и сердце для того, чтобы духовно слиться с богом, достигнув состояния фана’, и постичь истину для дальнейшей жизни в боге. В этом значении термин К. очень часто встречается в произведениях персидских поэтов Ансари (ум. в 1089 г.), Сана’и (ум. в 1131 г.) и ‘Аттара (ум. в 1220 г.). У более поздних представителей этой поэзии термин К. данное значение утрачивает. 3. Представитель движения, возникшего не позднее начала XI в. в Средней Азии и Хорасане под влиянием учения «о лицемерии» (рийа’) аскето-мистической школы маламатийа, позднее — член братства каландарийа. Считалось, что К. не связан духовными узами с признанным наставником, необязательно должен придерживаться учения какой-либо школы или ветви суфизма и стоит как бы над религиозным законом. 4. Член отряда бродячих дарвишей, как правило вооруженных, которые специализировались на охране караванов паломников, направлявшихся в Мекку и Медину. Синонимом термина К. в Индии, Иране, Средней Азии служило слово дарвиш. В Турции — также абдалан-и Рум (с XIV в.), ишик и торлак. В Европе К. ассоциировался с понятием «шарлатан», «обманщик».
Лит-ра: Ibn Battuta. Travels, 1, 37—38; Djami. Nafahat, 15; Амир Хусайн. Каландар-наме. Рук. ЛО ИВАН, В 2296; Бурхан-и кати‘, 3, 1680, 1540 (примеч. 3); Rizvi. Muslim revivalist, 29—30; Tahsin Yazici. Kalandar.— El, NE, 4, 472—473.
О.Ф.Акимушкин