К̣АЛАНДАРӢЙА (перс.; араб, карандалӣйа, тур. календерийа) — сначала мистико-аскетическое движение, возникшее под воздействием идей аскетической школы маламатийа, затем братство (тарика) бродячих нищенствующих дарвишей. К. со времени зарождения претерпело значительную эволюцию. Характеристика К. у разных авторов (необязательно живших в разные исторические эпохи) весьма противоречива, поскольку в нем сосуществовали в историческом аспекте разнообразные направления, отличавшиеся полярными точками зрения на доктрину, практику и метод. В принципе можно говорить о двух этапах в истории К.: 1. Движение К. возникло не позднее начала XI в. в Хорасане и Средней Азии под влиянием учения маламатийа; на этом этапе К. не имело четкой организационной структуры. Однако в источниках того периода К. фигурирует как та’ифа, понимаемое как «объединение», группа с организационными началами, но генеалогическая цепь (силсила) его руководителей не приводится. Ограниченное вначале небольшим числом -сторонников, К. вскоре стало популярным и широко распространилось до Ферганы на востоке и до Ирака и Сирии на западе. К началу XIII в. движение пришло в упадок, а его последователи либо влились в братство К., либо растворились в других мусульманских объединениях. Нет сведений о том, чтобы К. располагало четко сформулированным учением. Считается, что движение К. испытало на себе влияние практики немусульманских аскетов (несторианских и буддийских монахов). Если ‘Абдаллах ал-Ансари (ум. в 1089 г.), выделив К. в особую группу, считал, что они близки по своим взглядам к мистикам, то Абу Хафс ‘Умар ас-Сухраварди (1145—1234-35), мнение которого полностью разделяет Джами (1414— 1492), не относил К. к суфиям и указывал на сходство маламатийа и К. Последнее доводило до абсурда принцип малама («порицание»), заимствованный у первого. Если сторонник маламатийа стремился скрыть свой образ жизни и свои взгляды, то последователь К. всячески афишировал свое вызывающее поведение, чтобы навлечь на себя порицание, намеренно искал повод нарушить установленные нормы общежития и поведения. Сторонник К. исполнял только обязательные предписания веры (фара’ид), безразлично относился к ритуалу и посту. Он одержим идеей «душевного покоя», предпочитает всему другому «душевное очищение», его не привлекают земные радости, т. к, все в мире преходяще и относительно.
2. Братство К. Его образование связано с деятельностью перса по происхождению Джамал ад-дина Мухаммада б. Иунуса ас-Саваджи (ум. в 1232 г.), который перебрался в Дамаск из Саве в страхе перед монголами. Джамал ад-дин придал движению К. организационную структуру, оформил общие принципы в стройное учение, ввел нечто напоминающее устав. Ряд источников указывает на него как на основателя братства К. Считается, что братство К. начало действовать в Дамаске в 1219 г., имеются также сведения, что оно функционировало там уже в 1213 г. Ас-Саваджи обладал даром убеждения и умением привлекать сторонников, отличался экзотическим внешним видом. Ему приписывают основание особой ветви К.— джаулакийа, которая, действуя в рамках братства, строго придерживалась положений его учения. Название ветви происходит от названия одежды (перс. джулах — «грубая шерстяная одежда», «дерюга»), которую носил ас-Саваджи.
К. распространилось из Сирии до Марокко на западе и Индии на востоке. Опорными пунктами для членов братства служили странноприимные дома, которые они возводили несмотря на то, что сами осуждали проживание в них. Членов братства было много в XIII — XV вв. в Египте и Сирии (еще в начале XX в. в Халебе функционировала дочерняя ветвь. К.). В Турции они появились в первой половине XIII в. и действовали там до конца XVIII в. Сначала они поддерживали связь с материнской тарика в Сирии, но затем объединились в самостоятельную ветвь, основателем которой был испанский араб-иммигрант Йусуф ал-Андалуси. При султане Мухаммаде II (1444—1446, 1451 —1481) в Стамбуле была построена обитель К. с мечетью и Мадраса. Уже в начале правления делийского султана Шамс ад-дина Ильтутмыша (1211 —1236) они появились в Дели, в окрестностях которого впоследствии построили свои обители. Учение К. распространил в Индии ученик ас-Саваджи — Хизр Руми. Эта ветвь позднее оформилась в самостоятельную линию братства К. и имела генеалогию, доведенную до XIX в., в которой упомянуты 12 шайхов-руководителей. Она находилась в постоянной конфронтации с братствами сухравардийа и чиштийа и добилась значительного влияния в XIII — XV вв. при делийских султанах, но затем это влияние утратила и при Аурангзебе (1658—1707) была этими братствами ассимилирована. В Иране братство К. существовало до конца XVI в. В результате религиозной политики Сефевидов члены К. эмигрировали в Турцию, где вошли в местное К., и в Индию, где вошли в упомянутые братства. В Турции их иногда называли абдалан-и Рум (с XIV в.), ишик и торлак.
Учение К. отличалось от доктрин прочих мусульманских братств в силу изначально серьезного влияния на него индуистских и буддийских традиций. Его основные положения: отрицание мистико-аскетической практики уединения и совместной жизни в обители (последнее часто нарушалось, т. к. были возведены обители братства во многих регионах); безразлично-небрежное отношение к обязательным предписаниям ислама (фара’ид) и ритуалу, уклонение от участия в общей молитве или богослужении, отказ от отправления как общемусульманского поста (саум), так и от обычной для суфиев практики 1-, 3-, 7-, 40-дневного поста; существование за счет сбора милостыни; отсутствие какой-либо собственности, за исключением немногих личных вещей; бродяжнический образ жизни; часть членов К. принимала обет безбрачия. Членов братства отличал экзотический внешний вид (начисто выбритые голова, брови, усы и борода — как обычай с первой трети XIII в.), они носили короткую (до бедер) хирку, конусообразную мохнатую волосяную шапку-колпак (иногда с полями), тяжелые железные украшения — ожерелья, кольца, браслеты (алат-и каландари). Член братства К. должен был никогда не поддаваться эмоциям; удовлетворяться одной одеждой и одним куском хлеба; презирать все дорогое; сторониться людей; иметь приветливое выражение лица; быть постоянно в пути; избегать лицемерия — таковы положения, разработанные ас-Саваджи. Практики К. с разной степенью полноты (например, отличия в одежде) придерживались также и члены других братств, поскольку в них всегда находились люди, которым она была по душе, — бекташийа (Турция), накшбандийа (Афганистан, Индия, Средняя Азия), хайдарийа-джалалийа (Иран).
Лит-ра: ‘Awarif al-ma‘arif, 85; Афлаки. Манакиб, 4б — 45б; Diami. Nafahat, 14—15; Birge. Bektashi Order, 32; Rizvi. Muslim revivalist, 30—31; Trimingham. Orders, 267—269; Gramlich. Derwischorden, 1, 74—78; Tahsin Yazici. Kalandariyya.—El, NE, 4, 473—474.
О.Ф.Aкимушкин