Камали, Зия (Парваз ад-дин б. Джамал ад-дин б. Камал ад-дин, 1873—1942) — известный на Российском Востоке мусульманский религиозный и общественный деятель, педагог-реформатор, исламовед. Родился в Уфимской губернии в семье бедного землевладельца. Начальное образование получил в школе (мектеб) родной деревни (Кляш), затем учился в Уфе в мадрасе Усманийа. В 1898 г. способного пишкадама Парваз ад-дина по предложению мударриса Хайр Аллаха б. ‘Усмана Уфимское мусульманское благотворительное общество направило на учебу в Стамбул. Оттуда он вскоре перевелся в Каир, в университет ал-Азхар, где стал учеником богослова-реформатора Мухаммада ‘Абду. Под его влиянием он решил посвятить себя науке и распространению знаний и сменил свое имя на Зия (Зияэтдин, Дийа’ ад-дин — араб. «свет веры»). В годы учебы в Египте К. 3. совершил паломничество. Вернувшись в 1904 г. в Уфу, стал в мадрасе Усманийа давать уроки по Корану и философии. Принимал активное участие в общественной жизни края, выступал за обновление ислама и мусульманской культуры. Реформаторские идеи пропагандировал на страницах периодической печати, в частности в газете ал-‘Алам ал-ислами («Мусульманский мир»), которую начали издавать в 1906 г. в Уфе. Был членом редколлегии этой газеты и фактическим редактором некоторых ее номеров. В октябре 1906 г. К. 3. основал в Уфе мадрасу Галийа, которую с помощью меценатов и передовой национальной интеллигенции превратил в первое высшее мусульманское учебное заведение во Внутренней России. В 1909 г. он получил назначение на должность имама Второй соборной мечети г. Уфы и стал официальным руководителем Галийа. Несколько позже он выступил организатором ежегодных летних образовательных курсов для окрестных мулл и учительниц начальных школ. В 1915 г. в Уфе под его руководством открылось первое в крае высшее женское учебное заведение с педагогическим уклоном.
В 1909 г. К. 3. опубликовал заключительный четвертый том своего главного философского труда «Философия ислама», который вызвал большой резонанс не только в России, но и за рубежом. Затем были опубликованы первый и второй тома этого труда (Уфа, 1910 г.), а также два других его сочинения — «Справедливость Аллаха» (Уфа, 1911 г.) и «Религиозные устроения» (Уфа, 1913 г.). В них он на понятном для широкой аудитории татарском языке излагал свои идеи модернизации ислама, раскрепощения и примирения его учения с современной наукой и культурой. Эти религиозно-философские работы написаны в остром публицистическом стиле, что в ряде мест негативно отразилось на их литературно-научном уровне. К. 3. одним из первых осуществил перевод Корана на татарский язык, но вследствие противодействия консервативного духовенства двухтомный труд не увидел света. Некоторые труды мыслителя («Истинный путь Корана», «Наши духовные школы мектеб и мадраса», третий том «Философии ислама», касающийся мусульманской юриспруденции, и др.) остались неопубликованными и утеряны.
Активная просветительская и научная деятельность превратила К. 3. в одного из популярных лидеров джадидистского движения (усул-и джадид) в России. Он подвергался острой критике, а иногда и травле со стороны консервативных кругов мусульманского общества. Были даже попытки покушения на его жизнь. Не был в почете и доверии он и у властных структур: полиция держала его под постоянным контролем, арестовывала, устраивала обыски в его квартире и мадрасе. В период революций К. 3. активно участвовал в политической жизни: был членом различных комитетов и союзов российских мусульман (в частности, Союза мусульманского духовенства, образованного в марте 1917 г. в Уфе), участвовал в Первом Всероссийском мусульманском съезде (май 1917 г., Москва), съезде мусульманского духовенства России (июль 1917 г., Казань), Национальном собрании мусульман Внутренней России и Сибири (ноябрь 1917 — январь 1918 г., Уфа). В них он выступал убежденным сторонником национального возрождения мусульман, демократизации общественной жизни страны, в том числе религиозной. С укреплением советской власти К. 3. отстранился от общественно-политической деятельности. В 1923 г. его избрали членом ЦДУМ. На этой должности он много сделал для сохранения духовных традиций и религиозной практики мусульман. В 20-30-е гг. К. 3. опубликовал в периодической печати ряд статей радикально-модернистского характера (отрицание веры в Судный день, рая, ада, чудотворных действий «святых», вывод научных истин, а также социальных и технических новшеств непосредственно из Корана). Так он пытался спасти ислам в условиях тоталитарного режима. Однако даже попытки «социализировать» исламское учение не спасли К. 3. от новой волны репрессий на религиозных деятелей. В 1936 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и осужден на 7 лет тюремного заключения. Скончался в тюрьме г. Самары. Реабилитирован в 1956 г.
Лит-ра: Валидов. Очерк, 107–108; Р.А.Утэбай-Кэрими. Кэмали // Ислам: Белешмэ-сузлек. Тозэтелгэн hэм тулылаидырылган оченче басма. Казан, 1993, 84–86; Р.А.Утябай-Карими. Камалетдинов Зияитдин // БКЭ, 319; Т.Р.Камалов. Зия Камали: Мыслитель, просветитель, религиозный деятель. Казань, 1997.
М.Н.Фархшатов