Каяев, Али (1878–1943) — один из крупных мусульманских педагогов и просветителей Дагестана конца XIX — первой половины XX в. Отчество — Ибн ‘Абд ал-Хамид, лакаб — Дамир ‘Али (от араб. глагола дамура — «быть худым, уменьшаться», прозван так за небольшой рост), нисба — ал-Гази-Гумуки ад-Дагустани. Родился в лакском селении Кумух (иначе Гази-Гумук) Лакского округа Дагестана в семье свободного общинника (уздень), по профессии оружейника. В 7 лет лишился отца, убитого грабителями в Закаталы. Мать К. А. была выдана родственниками замуж в другое селение. Мальчик воспитывался в доме тетки по отцу Нажават.
В 80–90-е гг. он получил хорошее мусульманское образование в примечетных школах (мадрасах) Нагорного Дагестана. Изучил грамматику арабского языка, риторику, логику, тафсир, хадисы, право (фикх шафи‘итского толка), а также основы математики, астрономии и других светских наук. Его учителем был сначала Гази, сын саййид-Хусайна ал-Гази-Гумуки, затем известные дагестанские мударрисы Халил ал-Карахи, Джабра’ил-эфенди ал-Хотоди, Мирза-кади ал-Балхари, Муртада-‘Али ал-Кудали, шайх-‘Али ас-Сугури (из селения Согратль). В 1899 г. К. А. снял для мударриса ‘Абд ар-Рахмана, сына ‘Абд ал-Ваххаба, копию с арабской хроники Мухаммад-Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах» (наряду с другими списками сочинения она послужила основой для издания рукописи А.М.Барабановым под редакцией И.Ю.Крачковского). В 1900–1905 гг. по приглашению ‘Абд ар-Рахмана работал учителем мадрасы в Астрахани.
В 1905 г. он переехал в Каир и до 1907 г. продолжал образование в университете ал-Азхар. Еще в Дагестане К. А. познакомился с работами идеологов реформаторского течения в исламе (ал-джадидийа) Джамал ад-дина ал-Афгани, Мухаммада ‘Абду и Рашида Риды и увлекся их идеями. По непроверенным сведениям, в Каире К. А. сотрудничал в журнале ал-Манар, редактором которого был Рашид Рида. В 1908 г. переехал в Стамбул, намереваясь продолжить там научную работу, но был арестован и выслан в Россию за радикальные взгляды.
Вернувшись на родину, открыл в 1908 г. мадрасу в балкарском селе Гунделен Нальчикского округа Терской области (ныне Кабардино-Балкария), где впервые на Кавказе реформировал систему мусульманского образования, переориентировав ее на изучение истории и курса светских наук (математики, астрономии, естествознания). В 1913 г. К. А. переехал в центр Дагестанской области — г. Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), где открыл мадрасу и работал в ней до 1918 г. У К. А. учились известные представители либерально-демократической интеллигенции Дагестана начала XX в. — М.Алиев, Г.Гитинаев, К.Закуев, И.-Х.Курбаналиев, Г.Саидов, М.-Д.Шамхалов и др. Его учеником был крупный дагестанский ученый советского времени М.-С.Саидов. Когда в марте 1918 г. в Дагестане началась гражданская война, К. А. с семьей перебрался в Кумух, где в 1918–1928 гг. руководил крупнейшей в районе мадрасой при соборной мечети, в которой было около 300 учащихся. Здесь он продолжил реформу преподавания, значительно расширив круг изучаемых дисциплин. В их число были введены химия, физика, алгебра, геометрия, география, естествознание, астрономия, родная история и лакский язык. По уровню образования его школа не уступала мусульманским университетам начала XX в. в России и за ее пределами.
По темпераменту К. А. не был кабинетным ученым. Он живо интересовался общественно-политической жизнью в мире, России и на Кавказе. Обладая ярким публицистическим талантом, сотрудничал в мусульманской периодике либерально-демократического направления. С 1913 по март 1918 г. он редактировал в Темир-Хан-Шуре газету на арабском языке Джаридат Дагистан, которую издавал Б.Саидов, начальник Канцелярии военного губернатора Дагестанской области С.В.Вольского и председатель «Общества просвещения туземцев-мусульман». При нем она стала рупором мусульманского просветительства и джадидизма. Сотрудничал также в выходивших в 1917–1918 гг. на лакском языке газетах Илчи («Вестник») и Чанна цуку («Звезда»). К. А. приветствовал Февральскую революцию 1917 г., увидев в ней начало освобождения народов Кавказа от царского колониального режима. Благодаря популярности в демократически настроенных мусульманских кругах он был избран в Дагестанский областной совет, а в январе 1918 г. — в его Исполком. Однако уже в марте 1918 г. вышел из правительства, когда к власти в области пришло крайне правое крыло мусульманской партии во главе с идейным противником К. А. известным ‘алимом, религиозным и политическим деятелем антибольшевистской ориентации Наджм ад-дином из селения Гоцоб (= Наджмуддин Гоцинский, между 1859 и 1865–1925).
После того как Кавказ пережил сначала «белый», а затем «красный» террор, К. А. разочаровался в революции. Уже весной 1918 г. он перестал участвовать в общественной жизни Дагестана. Большую часть времени проводил в Кумухе, занимаясь преподаванием, научной и писательской работой. Кроме того, в 1918–1925 гг. К. А. служил председателем (кади) шариатского суда Кумуха. В 1928 г. по приглашению правительства Дагестана, в котором были бывшие ученики и знакомые К. А., он переехал в Махачкалу, устроившись на работу в Республиканский краеведческий музей. В 1928–1930 гг. много ездил по горным районам ДАССР, собирая материалы по истории и этнографии горцев.
Сталинские репрессии, обрушившиеся на покровителей К. А., не обошли и его самого. В первый раз он был арестован НКВД в 1930 г. по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и сослан на 5 лет на Южный Урал. В 1934 г. его досрочно освободили по ходатайству председателя Совнаркома ДАССР Дж.Коркмасова и секретаря Дагобкома ВКП(б) по идеологии Ю.Шовкринского, близко знавших К. А. В том же году К. А. стал сотрудником НИИ Дагестана в Махачкале. В эти годы он продолжал собирать материалы по дореволюционной истории Дагестана, много переводил с арабского, фарси, турецкого, ездил по горным селениям Дагестана, работал в НИИ Тбилиси и Москвы. В 1938 г. последовал второй арест. Он был обвинен в связях с «врагом народа» Дж.Коркмасовым и в шпионаже в пользу Турции. В феврале 1940 г. был сослан по приговору ОСО при НКВД СССР на 5 лет в Казахстан. В ссылке работал сторожем при бане. В 1943 г. К. А. заболел тифом и скончался (21.XII) в г. Георгиевка Семипалатинской области. Был похоронен на местном русском кладбище. Место, где находилась могила К. А., неизвестно. В середине 60-х гг., как большинство других незаконно репрессированных, К. А. был посмертно реабилитирован.
К. А. оставил огромное литературное и научное наследие на арабском, турецком и лакском языках. До сих пор оно полностью не собрано и не описано. Из его работ, написанных при Советской власти, изданы только отрывки. Некоторые из них перевел на русский язык его сын ‘Абд ал-Маджид (Абдулмеджид, ум. в 1989 г.). Многое пропало при арестах К. А. Только в 1938 г. сотрудники НКВД изъяли 7 объемистых папок с рукописями. Обнаружить их в архивах КГБ не удалось. Первые принадлежащие его перу работы напечатаны в начале 10-х гг. XX в. в типографии М.Мавраева. Это — учебники по истории Дагестана (ал-Хикайат ал-мадийа би-лисан Гази-Гумук — «Рассказы о прошлом на лакском языке») и астрономии (ар-Рисала фи-л-хай’а ал-джадида би-лисан Гази-Гумук — «Трактат по новой астрономии на лакском языке»). В 1913–1930 гг. К. А. написал ряд трудов по естествознанию, лексикографии (лугат), хадисоведению, истории и литературе народов Дагестана, десятки небольших статей на естественно-научные, гуманитарные и педагогические темы. Основные из них: «Физическая география» (дата неизвестна, на лакск. яз.), «Стрела, пронзившая глотку безбожника» (на араб. яз., начало 20-х гг.), а также написанные по заказу дагестанского правительства аш-Шари‘а ал-исламийа (1926 г.?) и «История Гражданской войны» (на лакск. яз., 1924–1935 гг.). Крупнейшие работы К. А. 1930–1943 гг. (на араб. и лакск. яз.) — «Материалы по истории Дагестана», «Тарикат в Дагестане», «Материалы по языку и истории Дагестана», «Толковый словарь лакского языка», «Сравнительный словарь лакского, даргинского и аварского языков» (не окончена). Тогда же составлены «Биографии дагестанских ученых» (на азерб. яз.). Последняя его работа, «Материалы по языку и истории лаков», завершена в ссылке в 1942 г. и передана сыну Наджм ад-дину. Эта и большая часть других рукописей К. А. хранятся ныне в частном архиве его внука Ильяса, сына ‘Абд ал-Маджида Каяева в г. Буйнакске. Работы К. А. имеются также в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии в Махачкале.
Основные издания (помимо упомянутых) сочинений К. А.: О библиотеках в Дагестане // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991, 48–51; Разгром Надир-шаха в Дагестане // Наш Дагестан. Махачкала, 1992, 161; Хазары // Там же. 1994, 167–168; Две разные ориентации // Там же. 1994, 169–170.
Лит-ра: Ю.В.Меджидов, М.А.Абдулаев. Али Каяев. Махачкала, 1968, 2-е изд. 1993; М.А.Абдулаев. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в. М., 1987, 130, 141–144; А.Р.Наврузов. Ученый-просветитель Али Каяев на страницах газеты «Джаридат Дагестан» (статьи по географии) // Тезисы докладов Республиканской научной конференции молодых ученых Дагестана по проблемам гуманитарных наук. Махачкала, 1993, 33–34; он же. Газета «Джаридат Дагестан» — историко-культурный памятник (1913–1918). Автореф. канд. дис. Махачкала, 2000; М.А.Абдулаев. Арабо-мусульманская научная и философская мысль в досоветском Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. Сб. ст. Отв. ред. А.Р.Шихсаидов. М., 2001, 142–143, 152–153, 160–163.
В.О.Бобровников