Кунта-хаджжи, Киши (рубеж XVIII–XIX вв. — 1867 или ок. 1830–1867) — шайх, устаз, проповедник братства (шарика) кадирийа. Родился в селении Инхо (ныне Гумбетовский район Республики Дагестан), жил в селении Иласхан-Юрт под Гудермесом (ныне Чеченская Республика). С юности отличался строгой нравственностью, трудолюбием, проницательностью. Получил духовное образование. Был последователем Гези—хаджжи, накшбандийского шайха из чеченского селения Зандак.
В конце 50-х гг. К.-х. совершил хаджж. Тогда же, по-видимому, стал приверженцем братства кадирийа, учение которого он и начал проповедовать по возвращении на родину (при этом он опирался и на горские традиции и обычаи-‘адат). Остается неизвестным, от кого К.-х. получил благословение на проповедническую деятельность. Осуждение шайхом всякой войны как неугодной Аллаху, призывы к смирению перед Его волей, к отказу от призрачности земного бытия и к поиску спасения в вечности праведного мира противоречили идеологии имама Шамиля, что привело к запрещению учения К.-х. и гонениям на него. Он был вынужден отправиться (в 1858 г.) на Арабский Восток, но по возвращении (1861 г.), уже после пленения Шамиля и окончания Кавказской войны на Северо-Восточном Кавказе, возобновил свою проповедническую деятельность. К.-х. и его сторонники проводили ритуальные радения, переезжая из одного селения в другое. Число последователей братства кадирийа (среди них были и женщины) быстро увеличивалось и в начале 60-х гг. составило более пяти тысяч человек.
Обряд посвящения был прост: К.-х. или его поверенный-вакил (араб.) брали вступающего в братство за руку и спрашивали, обязуется ли он, признавая в душе святость избранного наставника-устаза, помимо пяти нормативных молитв-намазов (перс.) произносить стократно формулу Ла илаха илла-Ллаху («Нет никакого божества, кроме Аллаха») и участвовать в ритуале кругового зикра (чечен. зикируллах). Вступавший давал обязательство и свидетельствовал перед Аллахом и шайхом (или вакилом), затем стократно повторял формулу, и посвящение свершалось. За членами этого братства на Кавказе закрепилось прозвание зикристы, а его учение и практика известны как зикризм.
В районах распространения зикризма К.-х. установил свою систему управления: Чечня была поделена на 8 наибств, которые делились на старшинства. К.-х. стал духовным и светским главой общины. Представителями духовной власти являлись два шайха, светской — на’ибы, вакилы и муриды.
В 1862 г. начальник Терской области кн. Д.И.Святополк-Мирский обратил внимание на деятельность К.-х. и пытался подавить его влияние на местное население. Над имамом и его семьей был установлен надзор, а представители официального духовенства (Абдулкадыр/‘Абд ал-Кадир Хордаев, Мустафа Абдуллаев и др.) по приказу российских властей созывали аульные сходы и устраивали богословские диспуты с К.-х. и его ближайшими сподвижниками.
3 января 1863 г. по распоряжению М.Т.Лорис-Меликова К.-х. и его брат Мовсар были схвачены в Шалинском районе Аргунского округа и под особым конвоем отправлены через Владикавказ в Новочеркасск. Арест шайха послужил причиной так называемого «кинжального боя» (в русских документах значится как «Шалинское дело»): с требованием освободить устаза в Шали прибыло около трех тысяч (вариант: четырех тысяч) его приверженцев; противостояние между ними (вооруженными лишь кинжалами) и русскими войсками генерала Туманова закончилось гибелью 164 (или более 400) горцев, среди которых было шесть (или восемь) женщин. Место гибели муридов стало одной из почитаемых «святынь» на чеченской территории. О судьбе К.-х. после пленения узнали из секретных архивов Владикавказа в 1928 г.: он умер 19 мая 1867 г. в ссылке в г. Устюжна Новгородской области.
Девять последователей К.-х. — на’ибы и вакилы — были арестованы и сосланы на 45 лет в различные города Российской империи (в дальнейшим отправлены на поселение в Сибирь). Муллы Абдурахман/‘Абд ар-Рахман Ибрагимов и Вара Гехинский продолжали проповедовать учение шайха.
К.-х. распространял свои наставления не только устно, но и в рукописных воззваниях, называемых «святыми письменами». Его речи и высказывания зафиксированы также в трактатах: Тарджамат макалат-и… Кунта-шайх. Перевел Шихаммат-кади б. Байбулат ал-Ирпели (из Эрпели) (Темир-Хан-Шура, на кумык. яз.), Тарджамат макалат аш-шайх Кунта ал-Мичигиши (Порт-Петровск, на чечен. яз.) и в рукописи Абсалама/‘Абд ас-Салама из селения Алхан-Юрт (сподвижник шайха, находившийся вместе с ним в ссылке), один из вариантов которой опубликовал в Шемахе в 1910 г. Мухаммад-хаджжи из Кумуха.
Суть учения К.-х. заключается в следующих основных принципах: мурид со своим шайхом должен иметь неразрывную связь и абсолютно верить ему; сердце мурида должно быть свободным от зависти, он не должен произносить хулу, поскольку это страшный грех; мурид обязан уважительно относиться ко всем людям, быть бескорыстным, всякого мусульманина следует считать своим братом и защищать его. Если выполняются эти обязательства, соблюдаются все установления братства и нормы шари‘ата, то за остальное отвечает шайх — покровитель и спаситель своего мурида в обоих мирах. В мировоззренческой системе К.-х. сильны эсхатологические мотивы. Важное место занимала социальная направленность учения, взаимопомощь, особенно вдовам и сиротам.
По распространенной легенде, тайну учения и ритуальных молитв братства К.-х. открыл сам Аллах. Рассказывают, что шайх обладал даром творить чудеса (карама), исцелять больных, мог переноситься из одного места в другое и ежедневно во время намазов невидимо присутствовать в Заповедной мечети Макки/Мекки (масджид ал-харам). В представлениях кадиритов К.-х. — один из 360 «святых» (аулийа’), благодаря которым существует мир, он вернется, когда наступит определенный час. Ему посвящены многочисленные религиозные гимны-назмы (араб.). В культовой практике братства особое значение имеет посещение-зийара (араб.) могилы его матери Хеди/Хееды близ селения Гуни (Веденский район Чеченской Республики). Здесь же находится родник с целебной водой, возникший, по преданию, там, где остался след посоха К.-х., и также являющийся местом паломничества.
Соч. К.-х.: Макалат аш-шшйх… ал-Хаджжи Кунта. Аджвибат ал-устаз ал-муфид ли-ма- са’ил ал-мурид ал-мустафид. Шамаха, 1910 (переизд. Назрань, 2003).
Лит-ра: А.П. Ипполитов. Учение «зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе // ССКГ. Вып. 2. Тифлис, 1869, 1–17; Х.Ошаев. Мюридизм в Чечне // Революция и горец. Ростов-на-Дону, 1930, №9–10 (23–24), 49–50; Я.Д.Яндаров. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. А.-А., 1975, 146–148; В.Х.Акаев. Шейх Кунта-хаджжи: жизнь и учение. Грозный, 1994; он же. Нравственно-религиозное учение чеченского суфия Кунта-хаджжи Кишиева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 1995, №4; А.М.Гарасаев. Из чеченского религиозного поэтического наследия: назмы – духовные песнопения в обрядовой практике суфиев // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1998, № 4, 75–83.
Дж.И.Месхидзе