Кырхляр (искаженная форма исходного тюрк. названия Кырклар — мн.ч. от кырк «сорок») — место захоронения 40 «мучеников за веру» (шахидов), одно из древнейших и почитаемых «святых» мест мусульман на Северном Кавказе. В источниках сохранились исторические названия К.: Чилтанан (перс., образовано слиянием сокращенной формы числительного чехел «сорок», слова тан «тело», «плоть», «человек» и суффикса мн. ч. -ан) и Джабал ал-арба‘ин (араб. «Гора сорока»). Могильник у северной стены Дербента, напротив одноименных ворот Кырхляр-капы (исторические названия — Баб ал-джихад, Баб ал-кабир), главных северных ворот города. В настоящее время находится в центре северного кладбища Дербента.
К. представляет собой огороженный комплекс надмогильных саркофагов, высеченных из цельных каменных блоков. Саркофаги расположены в четыре ряда и ориентированы по оси запад-восток. Среди них заметно выделяется группа памятников, более крупных по сравнению с остальными. Саркофагообразная форма памятников имеет аналогии в погребальном обряде арабов: так, в эпоху средневековья в Багдаде и других арабских городах грунтовые могилы сверху обкладывались холмиками из камней, так что получалось нечто похожее на саркофаг.
История К. восходит к временам ранних сельджукских завоеваний. Молва удревняет местное святилище еще на несколько столетий, связывая его происхождение с эпохой арабо-хазарских войн. Местные жители верят, что здесь похоронены арабские военачальники, погибшие в борьбе за установление ислама. Дагестанская хроника Дарбанд-нама относит возникновение К. к VII в. В хронике утверждается, что здесь похоронено 40 арабских мучеников во главе с Салманом б. Раби‘а. Дмитрий Кантемир, в начале XVIII в. обстоятельно изучивший дербентские древности, зафиксировал предание об огузском происхождении этих могил. Речь в нем идет о 40 «мучениках» за веру, тюркских газиях, судя по именам, перечисленным в Дарбанд-нама. В первоначальной версии Дарбанд-нама, написанной в начале XII в., говорилось о 50 «мучениках», однако затем это число было уменьшено до сакрального и в христианстве, и в исламе — 40: во многих религиозных системах считается, что на 40-й день после смерти душа окончательно отделяется от тела. В то же время в преданиях, связанных с К., обнаруживаются прямые параллели с восточно-христианской (византийской) легендой о 40 православных «мучениках» и «святых воинах». В Государственном Эрмитаже экспонируется византийский триптих X — начала XI в., в центральной части которого изображено 40 «мучеников» на Севастийском озере. Они стоят рядами по 10 человек, едва прикрытые одеждами, а над их головами — Бог в окружении ангелов, что символизирует рай. В боковых створках триптиха размещено еще по 4 «святых воина».
В Дарбанд-нама перечислены имена некоторых из погребенных в К. «мучеников»: султан Пир-‘Али ад-Димашки, султан Чумга, султан Кух-хан (?), султан хаджжи Шамс ад-дин, султан Баба, султан Кучек и др.
По всей видимости, имя Пир-‘Али ад-Димашки после его смерти сохранилось как название военного поселения, расположенного в непосредственной близости от дербентской цитадели (кал‘ат ал-Баб). В современной топонимике это названия Пирдимашки, Пирдемешки, Гирмешки и т. д. Под 1055 г. в местной хронике начала XII в., Та’рих ал-Баб, зафиксирован топоним, по написанию напоминающий Пирдимашки. В том году владетель Сарира, собрав сводный отряд, в составе которого были и тюрки, двинулся на ал-Баб на помощь ра’исам, но расположился лагерем у Димишка/Димашка. Затем он отправил людей к Баб ал-джихад, откуда они угнали скот. Если под Димишком/Димашком Та’рих ал-Баб подразумевает Пирдимашки, а не дербентские врата Баб Димашк, то источник предлагает нижнюю датировку К.: не все его памятники относятся к концу XI в.; ‘Али ад-Димашки, руководивший военным гарнизоном ближайшего к ал-Бабу военного укрепления, за которым впоследствии закрепилось его имя, явно скончался задолго до этого времени.
В качестве дополнительного датирующего материала для определения времени образования К. выступают эпиграфические надписи, обнаруженные на подобных саркофагах. Все они выполнены в одном и том же стиле, характерном для сельджукской эпохи, — куфическим шрифтом с ясно выраженными элементами «цветения». Палеографически тексты датируются в пределах XI–XII вв., причем эти датировки подтверждаются куфическим текстом на саркофаге, обнаруженном на южном могильнике Дербента. Текст памятника гласит: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Это могила Махмуда б. Аби-л-Хасана, сына убитого за веру… Да помилует его Аллах… Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха». Далее надпись продолжается на южной и северной сторонах: «Боже, когда соберешь первых и последних, то прости раба твоего, бедного обладателя этой могилы, да помилует его Аллах! Год четыреста шестьдесят девятый». 469 год хиджры начался 5 августа 1076 г. и закончился 24 июля 1077 г.
Эпитафия одного из газиев, также сельджукского происхождения, похороненного на северном кладбище Дербента неподалеку от К., гласит: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха, ‘Али — святой Аллаха (вали). Это могила павшего шахида султана хваджи Шамс ад-дина б. хваджи Рукн ад-дина. В почитаемом месяце раджаб пятьсот тридцатого года хиджры Пророка». Указанная в эпитафии дата, относящаяся к периоду между 5 апреля и 4 мая 1136 г., соответствует тому времени, когда формирование погребально-культового комплекса в основном уже завершилось. Таким образом, в могилах К. погребены предводители отрядов «воителей за веру», или газиев, которых в сельджукскую эпоху почетно титуловали султанами. Захоронение тюркских шахидов под стенами цитадели было исторически возможно лишь с последней четверти XI в.: при Йагме, представителе Сельджукидов в Баб ал-абвабе, и при Сау-Тегине, хаджибе Сельджукидов, под руководством которого город превратился в военно-политический аванпост Сельджукской империи на Кавказе.
Значение К. как объекта культового поклонения временами падало, но традиции, связанные с памятником, никогда не прерывались. П.И.Спасский, впервые описавший могильник, отмечал, что мусульмане-сунниты свято чтут эти могилы и верят в их чудодейственную силу: заступничество погребенных в них «святых» вызывает обильный дождь, бездетные женщины с молитвой подвязывают небольшие лоскутки к веткам растущих на К. кустов, веря, что у них будут рождаться дети. По нашим наблюдениям, памятнику поклоняются не только сунниты, но и шииты.
За последнее десятилетие в сфере организации службы на К. произошли определенные изменения. Святилище обрело добровольных смотрителей, ухаживающих за памятником. Они регулируют поток страждущих приобщиться божественной благодати, исходящей из могил похороненных здесь «святых мучеников». Новые элементы появились и в сфере ритуала. В частности, паломники льют воду на памятник из выемки в одном из саркофагов или из специального сосуда. Некоторым из паломников дают чудодейственную землю, завернутую в лоскуток белой ткани, которая якобы спасает от сглаза и других подобных напастей. Среди паломников К. сложился обычай отдавать небольшие пожертвования на содержание святого места и помощь страждущим.
Лит-ра: Derbend-Nameh; Лавров. Эпиграфические памятники, ч. 1, 63; Шихсаидов. Эпиграфические памятники, 124–127; Кудрявцев. Древний Дербент; Аликберов. Эпоха, 483–486.
А.К.Аликберов