МАНА̄Т — древнее аравийское женское божество (по прозвищу Тагийа—«владычица», как и ал-Лат), особо почитавшееся в Набатее, Сирии и Хиджазе; видимо, богиня судьбы и смерти. Ее святилище с идолом, черной каменной глыбой, находилось в Кудайде на дороге от Мекки к Йасрибу. М. особо почитали йасрибские племена аус и хазрадж, совершавшие к ее святилищу паломничества, совмещавшиеся с паломничеством к мекканской ал-Ка‘бе. М. считалась одним из древнейших божеств Аравии, входила в состав многих теофорных имен.
В Мекке М. почиталась как одна из триады женских божеств наряду с ал-Лат и ал-‘Уззой. Все они считались дочерьми Аллаха. В ошибочно принятых за откровение фразах, якобы внушенных Мухаммаду Шайтаном, М. и две другие богини были признаны реальными и названы «небесными птицами». Затем, однако, были «ниспосланы» айаты, отрицающие существование М. и других божеств. В них М. стоит особняком: «Видели ли вы ал-Лат, и ал-‘Уззу, и Манат— третью, иную?!» (К. 53:19—20), что может быть объяснено как отражением особой древности ее культа, так и просто требованиями ритма.
Святилище М. в Кудайде было разрушено по приказу Мухаммада в 630-31 г.
Лит-ра: Ибн ал-Калби. Ал-Аснам, 13—15; ат-Табари. Та’рих, 1, 1192—1196; он же. Тафсир, 27, 34—37; Йакут. Му‘джам, 1, 236, 4, 652—654; ал-Байдави. Тафсир, 2, 293; Лундин. «Дочери бога»; он же. Манат.— МНМ. 2, 98; W. Caskel. Das Schicksal in der altarabischen Poesie. Lpz., 1926; Wellhausen. Skizzen, 3, 25—27; Fand. Le panthéon, 123—126; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 49—52, 103; Fr. Buhl. Manat. —Ei, 3, 251—252.
М.Б.Пиотровский