Мансур, шайх Учерман, или Ушурма (наиболее даты: 1760-1794),— суфийский проповедник, имам, руководитель народно-освободительного движения горцев Северного Кавказа 1785-1791 гг. Чеченец, происходил из патронимии (чеч. тайп, от араб. та’ифа — «группа», «община») Элистанжхой, родился в селении Алды. Отца звали Шебессе (Шабаз), двое из братьев М., по некоторым данным, находились с ним в момент пленения; имел жену и троих детей.
Согласно традиции, М. получил духовное образование в Дагестане, учителем его был один из авторитетнейших муршидов, возможно, накшбандийского братства — тарика (имя не установлено). По словам самого М., священнослужители одобрили его по учения и назвали шайхом в 1783 г. Ораторский дар, строгий аскетизм, соблюдение суфийской практики «уединения» (халва), величественный облик принесли М. широкую известность и авторитет. Он был наделен даром чудотворства (карама), имел свое знамя и «двойников» (вар.: 6, 16, 20, 60). В проповедях, с которыми выступил М. в начале 1785 г., обличались «упорствующие в невежестве», пороки, кровная месть, звучал призыв к единению всех мусульман. Под влиянием его наставлений, как сообщают источники, даже пожилые люди совершали обрезание. Личность шайха и его деятельность, направленная на создание единого государства с центром в Чечне и объединение кавказских народов на основе шари’ата, сыграли значительную роль в распространении ислама в крае.
Вторая половина XVIII в. характеризовалась как динамичными социально-экономическими процессами внутри чеченского общества, так и нарастанием военно-политической активности Российской империи в Кавказском регионе при столкновении ее интересов с османской Турцией, Ираном, западноевропейскими странами. Со стороны царских властей неоднократно исходили распоряжения схватить М. В июле 1785 г. его дом и все селение Алды были сожжены отрядами под командованием полковника Ю.Ю.Пиери, которые на обратном пути были разбиты совместными силами алдинцев и их соседей. Событие было воспринято горцами как знак особого благоволения Аллаха к М.: с этого момента он выступает и как мощная политическая фигура. Еще в июле 1787 г., до объявления Османской империей войны России (24 августа 1787 г.), М. перебрался на Северо-Западный Кавказ, куда переместился и центр событий. После поражения в октябре того же года при реках Уруп и Лаба М. в сопровождении четырех спутников ушел в Анапу, где оставался до взятия ее русскими войсками (22 июня 1791 г.), продолжая призывать кавказцев к общему наступлению (летом-осенью 1790 г. он побывал в Чечне). Духовный авторитет шайха был столь велик, что, по словам очевидцев, его присутствие во время осады крепости могло заменить собой не одну тысячу воинов. Плененный 6 июля 1791 г., он был привезен в Петербург. Его дальнейшая судьба теряется в разноречивых жизнеописаниях. Согласно одним, имама отправили в Соловецкий монастырь, по другим, более достоверным,— в соответствии с рескриптом Екатерины II от 15 октября 1791 г. поместили в Шлиссельбургскую крепость «на безысходное пребывание», где в феврале 1794 г. он заболел, а в апреле умер и был похоронен без надлежащего обряда.
Сведений о сочинениях М. нет. Среди его ближайших сподвижников были братья ‘Умар-хаджжи (главный советник, хранивший всю переписку) и ‘Усман-хаджжи, Бутык-хаджжи, муллы Нагаи-Мурза-хаджжи, Бикутан-хаджжи, Хамбе-хаджжи, Мухаммад-хаджжи; помощники по военным вопросам — Али-Султан Чепалов-Муртазали (кумык из селения Эндирей) и кабардинский князь Дол. Известно, что духовным преемником шайх называл Юсупа (сына Батырхана Усманова) из селения Шали.
Имам Шамиль считал М. своим предшественником и учителем. Его образ был настолько ярким, что интерес к нему не исчезал и в Европе, подтверждение тому— версия, получившая широкий резонанс в 80-х гг. XIX в. и в России, об итальянском происхождении и легендарных деяниях шайха, чье настоящее имя якобы звучало как Джованни Баттиста Боэтти (по мнению итальянского историка Франко Вентури, «чеченский мятежник» Ушурма и доминиканец отец Боэтти, будучи в жизни совершенно разными по происхождению, религии, языку и идеям, в памяти потомков переплелись в единую легенду о шайхе М.). В историографии представлены различные взгляды на личность и происхождение М.
Среди горцев бытует множество преданий о М., о нем слагали и до сих пор слагают стихи и песни. В Чечне он является национальным героем, с ним связаны махдистские представления.
Лит-ра: А. Терещенко. О лжепророке Мансуре // Сын Отечества. СПб., 1856, № 15-16; М. Авантюрист XVIII в. // Русская мысль, М., 1884, VII, 297-314; Н.А.Смирнов. Турецкая агентура под флагом ислама (восстание шейха Мансура на Северном Кавказе) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1950, вып. 1, 11-63; Ш.Б.Ахмадов. Имам Мансур (народно-освободительное движение в Чечне и на Северном Кавказе в конце XVIII в.). Грозный, 1991; Шейх Мансур и освободительная борьба народов Северного Кавказа в последней трети XVIII века // Тезисы докладов и сообщений Международной научной конференции. Грозный, 1992; A.Benningsen. Un mouvement populaire au Caucase du XVIII sìècle: La «guerre saìnte» du Sheikh Mansur (1785-1794). Page mal connue et controversée de relations Russo-Turques // Cahiers du monde russe et sovìétìque. Vol. V, № 2 (avril-juin, 1964), 159-205; Tarik Cental Kutlu. Imam Mansur. Istanbul, 1987; F.Buonarroti. La Riforma dell’ Alkorano // A cura di Alessandro Galante Garrone e Franco Venturi. Palermo, 1992; J.Meskhidze. Imam Shaykh Mansur: a few stanzas to a familiar portrait// Central Asian Survey. L., 2002, № 21 (3), 301-324; Kemper. Herrschaft, 174-185.
Дж.И.Месхидзе