Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Маснави-хвани

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 1 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Маснави-хвани (араб.-перс.; тюрк, маснави-хонлик) — чтение и толкование мистических стихов. Традиция М.-х. восходит, видимо, к раннеисламским поэтическим кружкам (муша‘ара). С развитием жанра маснави выделяются элитные кружки, где предметом обсуждений и толкований стала мистическая поэзия в форме четверостиший (руба‘и), газелей и т.д. Наиболее популярными были Маснави-йи ма‘нави Джал ал ад-дина Руми, Маснави других поэтов — Са‘ди Ширази, Бедиля, Машраба, Хикматы хваджи Ахмада ал-Йасави и т.д. Иногда кружки назывались по имени одного из особо почитаемых в них поэтов или по роду их сочинений (Нава’и-хонлик, Бедил-хонлик, Хикмат-хонлик и т.д.). Как правило, М.-х. проводились еженедельно. Для создания особого настроя перед началом собрания нередко звучала музыка, затем профессиональный хафиз или кто-нибудь из присутствующих зачитывал фрагмент произведения избранного автора, ведущий и другие участники комментировали этот фрагмент (иногда в стихотворной форме), стараясь извлечь из него все аллегорические оттенки смысла. В большинстве случаев разнообразие толкований проистекало из характерной для мистической поэзии многозначности используемых слов, их мистической символичности. Отдельно толковались намеки на айаты Корана или прямые заимствования из него (ишара, ик-тибас).

        Самые подготовленные участники писали свои стихотворные комментарии или особые поэтические подражания (тазмин или муназара) на наиболее «таинственные» строки своих любимых поэтов и зачитывали собранию, что порождало новые стихотворные толкования экспромтом и дискуссии.

        М.-х. проводились и в женских ритуальных собраниях, на которых стихи (более простые по содержанию) в основном распевались (и распеваются до сих пор) под музыку и без нее, а их толкованием — при необходимости — занимались отинойи.

        Иногда М.-х. устраивались по случаю окончания рамадана (хатм-и рамадан) и проводились после установленного чтения нескольких частей Корана (джуз’ пара) или специально заказывались для чтения в ханаках и мечетях. В последнем случае они рассматривались как особое благое дело (хайр-кор), поскольку предполагалась плата декламаторам (хафизан). Такой вид пожертвования оформлялся в виде особого документа (вакф-наме), в котором оговаривались конкретные условия и сроки проведения М.-х.

        В советский период традиция М.-х. (по крайней мере в Узбекистане и Таджикистане) не прерывалась (в некоторых худжрах М.-х. даже входили в курс обучения); в настоящее время наблюдаются попытки легализовать эту традицию.

        Лит-ра: ЦГА РУз. Ф. И-323, док. № 400; Абдурауф Фитрат. Бедил (бир мажлисда). Таш., 1996, 15-41; Максудов. Улуглар, 189-191; материалы полевых исследований автора.

        Б.М.Бабаджанов

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Религиозные и философские термины
        Теги:
        маснавиМистицизм
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ХУСАЙНИЙА (2)
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 19 октября, 2022
        ЧИЛТАН
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 6 июля, 2022
        ал-Фукка‘и
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 5 июля, 2022
        Северный Кавказ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 27 июня, 2022