МӢР ДА̄МА̄Д, Мӣр Мух̣аммад Ба̄к̣ир б. Шамс ад-дӣн Мух̣аммад ал-Х̣усайнӣ ал-Астара̄ба̄дӣ (ум. в 1631-32 г.) — шиитский богослов и философ, основатель исфаханской школы философов. Родился в г. Астарабаде в известной шиитской семье, получил традиционное образование в Тусе, при шахе ‘Аббасе I (1587—1629) ушел в Исфахан и служил при дворе. Много занимался богословием и философией. Умер в Неджефе.
Духовный мир М. Д. складывался под влиянием философии Ибн Сины, теософии «восточного озарения» (ишрак) ас-Сухраварди и шиитской концепции имамата. В кругу ученых М. Д. получил прозвище «Третий учитель» (после «Первого учителя» Аристотеля и «Второго учителя» ал-Фараби). М. Д. и его ученики развивали философские направления своих предшественников, оставаясь ревностными шиитами. В рамках идеи ишрака представители исфаханской школы создавали собственную теософию шиизма.
Наиболее известными учениками М. Д. были Мулла Садра, Ахмад ‘Алави и Мухаммад Кутб ад-дин Ашкавари.
М. Д. написал много работ. Наиболее известныес— Китаб ар-раваших ас-самавийа, ар-Рисала ал-хал‘ийа, ал-Джизават (последнее — на персидском языке).
В Китаб ар-раваших М. Д. изложил заимствованную у ас-Сухраварди идею освобождения души от тела для возвышения до мира святости.
Концепция имамата, пронизанная идеей «озарения», образно изложена М. Д. в описании его первого экстатического состояния в Куме в феврале— марте 1603 г. Первый имам (‘Али б. Аби Талиб) и пророк Мухаммад — это две производные одного «яркого света» (нур ша‘ша‘ани), одна из которых обретает форму человеческого силуэта, а вторая, следующая за ней,— форму дрожащего сияния. Первая производная олицетворяет ‘Али, вторая—Мухаммада. В группе 14 «пречистых» Фатима представлена как «соединение двух Светов» (маджма‘ ан-нурайн) — Света пророчества и Света святости. Духовный мир мистика в стадии медитации составляет воображаемый круг, ограниченный короной ангелов, внутри которого располагаются пророк Мухаммад, 12 имамов, Фатима и пять сподвижников Пророка. Образ мистика в центре круга символизирует высшее (небесное) «Я», образ «сияющей Фатимы» (Фатима аз-Захра’) над ним — небесную созидательную мудрость.
Ал-Джизават М. Д.— это трактат о мистических значениях отдельных букв в Коране.
Другие труды М. Д., цитируемые исследователями: ал-Кабасат (о сотворении Вселенной и вечности Бога); Шари‘ ан-наджат (изложение основ религии и права); Сидрат ал-мунтаха (комментарий к Корану); Таквим ал-иман, или ат-Таквим фи-л-калам (философия веры в Бога); ал-Уфук ал-мубин, или ас-Сират ал-мустаким, и ал-Хабл ал-матин (посвящены логике).
Лит-ра: Мударрис. Райханат ал-адаб, 6, 56—62; Н. Corbin. Une grande figure du shi‘isme iranien Mir Damad.— Orientalia Romana: Essays and Lectures. 1. Roma, 1958 (Série orientale Roma. 17), 23—49; он же. En Islam, 1, Index; A. S. Bazmee Ansari. Al- Damad.— El, NE, 2, 103—104.
A.И.Колесников