МИХ̣НА — «испытание», которому с 833 г. при аббасидских халифах ал-Ма’муне, ал-Му‘тасиме и ал-Васике подвергались богословы для установления их лояльности или нелояльности существующему режиму. Лояльными считались те из них, которые признавали тезис о сотворенности Корана во времени (худус ал-Кур’ан). Традиционалисты, отказывавшиеся признать сотворение Писания, становились жертвами репрессий. До этого, в правление Харуна ар-Рашида и ал-Амина, власти при активном участии богословов традиционалистов преследовали сторонников указанного тезиса, общего для джахмитов и му‘тазилитов. Тюремному заключению, в частности, неоднократно подвергался видный джахмит Бишр ал-Мариси, который, став впоследствии приближенным ал-Ма’муна, выступил, по-видимому, главным вдохновителем М. Осуществлялась прежде всего в Багдаде, где одной из ее жертв стал Ахмад б. Ханбал. Конец М. был положен халифом ал-Мутаваккилем, который в 849 г. за̣претил всякие дискуссии о происхождении Корана.
Лит-ра: Patton. Ahmad ibn Hanbal; Sourdel. Vizirat; он же. La politique religieuse du calife ‘Abbaside al-Ma’mun.— REI. 1962, 30, 27—46; J. van Ess. Ibn Kullab und die Mihna.—Or. 1965—1966, 18—19, 92—142; M. O. Abusag. The Politics of the Mihna under al-Ma’mun and his Successors. Edinburgh, 1971.
Тауфик Камель Ибрагим, А.В.Сагадеев