МУЛК, МИЛК (мульк, мильк; мн. ч. амла̄к) — близкие по значению и часто смешивавшиеся в употреблении термины (от корня МЛК — «владеть»). Мулк означает как неограниченную власть (в том числе и царскую) и безусловную собственность, так и объект этой собственности, а милк—только объект собственности.
Право собственности возникает путем наследования, покупки, дарения, создания объекта собственности (изготовление вещи, освоение бесплодной земли, добыча ископаемых и т. д.) и захвата в качестве военной добыгчи. М. не имеет срока давности, поэтому найденная вещь, хозяин которой неизвестен, не может стать собственностью нашедшего — ее полагается отдать или израсходовать на благочестивые цели (исключение составляют древние клады). Заброшенная бесхозная земля становится собственностью вновь освоившего ее — в этом случае считается, что земля утратила свою сущность, перестала быть полезной и как таковая не может быть объектом собственности. Однако в действительности заброшенная земля нередко становилась объектом купли-продажи, следовательно, при живом владельце право собственности не аннулировалось прекращением обработки.
Многие исследователи отмечают отсутствие в мусульманском праве различения понятий «собственность» и «владение», однако на самом деле в нем четко различается М.— «собственность» и йад— «владение» (или тасарруф — «распоряжение»). Это хорошо иллюстрируется формулой, согласно которой мукатаб «выходит из владения хозяина, но остается в его собственности (фи мулкихи)».
Причиной многих недоразумений в отношении понятий «собственность» и «владение» являются противоречивые взгляды факихов на земельную собственность. По их мнению, все земли, захваченные мусульманами силой оружия, без договора, являются собственностью мусульманской общины (фай’), а их хозяева являются лишь пользователями, платящими за право пользования харадж. Это-то и заставляет исследователей говорить об отсутствии понятия «собственность», а случаи отчуждения объявляются отчуждением права пользования, а не собственности, хотя в любой сделке четко определяется, что именно продается и покупается — сам объект собственности (ракаба) или право пользования им, так что любой документ о продаже земельной собственности может быть понят только однозначно. Следует также учитывать, что юридическая теория сильно расходилась с действительностью. Так, земли Ирака, считавшиеся фай’, как свидетельствуют многие источники, оставались в собственности прежних хозяев, и наместники и халифы при постройке новых городов (Васит, 694¬95 г., Багдад, 762 г.) вынуждены были покупать для этого землю.
Различия в налогообложении, изменения налогового статуса не затрагивали прав собственности на землю. В течение всего средневековья сохранялся большой, до сих пор точно не определенный фонд мулковых земель, крупнейшими владельцами их были главы государств.
М. по мусульманскому праву могут быть не только материальные объекты, но и различные права (например, на долю воды в канале), которые также могут покупаться и продаваться, отдаваться в заклад. Не могут быть объектом собственности только бесполезные или запрещенные для мусульманина предметы (вино, свиньи и т. д.).
Лит-ра: Schacht. Introduction, 134vl40; М. Plessner. Mulk.— EI, 3, 778—779.
О.Г.Большаков