МУ’МИН — верующий, правоверный. В Коране слово М. употребляется пять раз: как эпитет Аллаха и как особый термин для названия верующего, отражающий внутренний, нравственный аспект веры (иман) (20:75/77; 24:3; 32:18; 44:12/11; 71:28/29). Мусульманские богословы, разрабатывавшие теорию веры (иман) как второй, следующей за исламом ступени мусульманской добродетели на пути служения Аллаху, разошлись во мнениях о том, кого считать М. Традиционалисты называли М. того, кто «уверовал сердцем» (‘акд би-л-калб), публично провозглашает свою веру (икрар) и совершает добрые дела (‘амал), обусловленные искренним намерением (нийа). Мурджииты придерживались мнения, что М.— человек, уверовавший сердцем и публично провозглашающий свою веру. Эти два главных суждения о сущности М. разделялись представителями других школ и течений. Предметом дискуссии стал вопрос о возможности перехода из категории муслим в М. и обратно. Сторонники традиционалистского подхода считали такой переход возможным, поскольку вера, в силу зависимости от характера и количества поступков, совершаемых верующим, уменьшается и возрастает. Сторонники мурджиитского подхода считали, что переход невозможен, ибо вера не зависит от дел верующего и, раз достигнутая, не уменьшается. Двоякий подход к трактовке веры вызвал разногласия и в вопросе о том, каким образом публично провозглашать причастность к категории М. Мурджииты, считавшие веру неизменной, предлагали формулу «я верую истинно» (ана му’мин хаккан). Традиционалисты, мутакаллимы, му‘тазилиты, хариджиты, суфии, исходившие из того, что человек не может знать степени своей веры, отстаивали формулу «я верую, если пожелает Аллах» (ана му’мин ин ша’а-ллаху).
В общемусульманской традиции М. употребляется как синоним муслим. См. иман.
Лит-ра: ал-Бухари. Ас-Сахих, 1, 13; Ибн Батта. Ал-Ибана, 47—48; ал-Газали. Ихйа’, 1, 103.
Д.В.Ермаков