Мухаммад Парса, хваджа Мухаммад б. Мухаммад б. Махмуд Шамс ад-дин ал-Хафизи ал-Бухари (ум. в 1420 г.)— известный богослов-ханафит и идеолог братства накшбандийа. Родился (точная дата неизвестна: называют 1345, 1348 и 1355 гг.) в бухарской семье ханафитских богословов, одним из его предков был Хафиз ад-дин ал-Кабир ал-Бухари (ум. в 1291 или 1294 г.)— крупнейший факих Бухары своего времени. М. П. умер в ал-Мадине/Медине на обратном пути из своего второго хаджжа, там же и похоронен — в Центральной Азии его мазара нет.
До последних дней жизни М. П. не переставал заниматься ханафитским фикхом. Первым его учителем был Абу Тахир Мухаммад ат-Тахири ал-Халиди ал-Уши, который унаследовал, с одной стороны, ханафитские традиции знаменитой бухарской семьи ал-Махбуби, а с другой— традиции ‘Ала’ ад-даула ас-Симнани (ум. в 1336 г.). Последний владел духовными традициями нескольких силсил, среди которых выделяются традиции, восходящие к Наджм ад-дину ал-Кубра и Шихаб ад-дину ас-Сухраварди. В своих трудах М. П. опирался в первую очередь на традиции старой школы Мавараннахра. Так, в Хафтад-у-се фирка («Трактат о 73 общинах ислама») матуридиты (ахл-и савад-и а‘зам) названы «единственно спасающейся общиной» (фирка-йи наджийа). Однако в его системе рамки фикха сильно сужены и ограничены кратким перечислением основных ритуальных обязанностей и запретов для верующих (см. его комментарий на Фикх ал-Кайдани Лутф Аллаха ан-Насафи, ум. ок. 1349 г.).
Однако значение личности М. П. состоит прежде всего в той роли, которую он сыграл в развитии братства хваджаган-накшбандийа в первом поколении после Баха’ ад-дина Накшбанда (ум. в 1389 г.). Не будет преувеличением сказать, что именно он и его сторонники из числа современников подготовили вышедшее из сельской среды бухарского оазиса братство для деятельности в столичных кругах Харата/Герата, где хваджаган под своим новым названием накшбандийа сделало решающие шаги к мировому успеху.
М. П. сумел вновь связать хваджаган с трудами великих суфийских шайхов домонгольского периода, особенно хорасанской школы. Это явствует из главного его сочинения — Фасл ал-хитаб («Окончательное решение»), в котором он широко использовал труды Абу ‘Абд Аллаха Мухаммада б. ‘Али ал-Хакима ат-Тирмизи (ум. в 898 г.), ‘Абу Бакра ал-Калабади ал-Бухари (ум. в 990 или 995 г.), Абу ‘Абд ар-Рахмана Мухаммада ас-Сулами (ум. в 1021 г.), Абу Ибрахима ал-Мустамли (ум. в 1042 г.), Абу-л-Касима ал-Кушайри (ум. в 1072 г.), Абу Хамида ал-Газали (ум. в 1111г.) и многих других.
М. П. ввел философию Ибн ‘Араби в мир идей хваджаган. Об этом свидетельствует не только приписываемый ему комментарий на Фусус ал-хикам (авторство М. П. оспаривается), но и тот факт, что в Фасл ал-хитаб М. П. обильно цитирует ал-Футухат ал-маккийа («Мекканские откровения») андалузского шайха. Хорошо известно, что учение Ибн ‘Араби о единстве бытия (вахдат ал- вуджуд) было принято братством накшбандийа (это положение сохранялось до XVII в., а в некоторых регионах и позднее).
М. П. — первый видный бухарский ученый, ставший последователем Баха’ ад-дина Накшбанда. Уже этим он открыл новые перспективы братству. Кроме того, своим главным сочинением он внес вклад в процесс выработки той способности к синтезу разных практик и учений, на которую шайхи хваджаган претендовали еще раньше. Название труда — Фасл ал-хитаб (ср. Коран, 39:20)— програмно: оно означает синтез двух на первый взгляд несовместимых учений, и это есть завершение поисков и раздумий. В стремлении к синтезу М. П. явился примером: в его личности соединились качества ученого и учителя-мистика, что стало характерным для многих представителей накшбандийа, особенно в Османской империи. Не случайно его назвали «объединителем двух знаний: шари‘ата и сокровенной истины» (ал-джами‘ байн ‘илмайн аш-шари‘а ва-л-хакика). При этом в системе его религиозных воззрений нашлось место и носителям харизмы (барака) — представителям «народного» ислама, чаще всего это центральноазиатские потомки пророка Мухаммада. М. П. специально собирал в отдельные главы предания о «достоинствах» (манакиб) членов «святых» семейств.
Место М. П. в цепи духовной преемственности (силсила) накшбандийа не соответствует его значению. Силсила либо обходит его, устанавливая прямую связь между Баха’ ад-дином и Йа‘кубом Чархи, либо ведет через ‘Ала’ ад-дина ‘Аттара (ум. в 1400 г.) к М. П. Часто М. П. называется вторым заместителем (халифа) Баха’ ад-дина после ‘Ала’ ад-дина. Об этом в источниках XV в. речи нет; в них ясно говорится о том, что М. П. подчинялся ‘Ала’ ад-дину при жизни последнего. С другой стороны, в агиографиях есть и рассказы, отдающие предпочтение М. П. в качестве наследника Баха’ ‘ ад-дина. В целом ситуация после смерти Накшбанда и особенно ‘Ала’ ад-дина представляется неоднозначной, и можно прийти к выводу, что единого главы движения хваджаган в тот период не было вообще. Очевидно, прямое влияние М. П. как учителя-мистика ограничивалось кругом его непосредственных учеников. Потомки М. П. образовали свою линию преемственности через его сына — Абу Насра (ум. между 1459 и 1461 гг.), начиная с которого они служили наследственными шайх ал-исламшн в г. Балхе. Кроме Абу Насра известно довольно мало учеников М. П., в их числе: автор знаменитого труда Китаб-и Мулла-зада, известный как Му‘ин ал-фукара’, а также Абу-л-Касим Мухаммад б. Мас‘уд— автор Рисала-йи баха’ийа, одного из главных агиографических сочинений о Баха’ ад-дине, и редактор составленных М. П. изречений ‘Ала’ ад-дина. Еще один ученик М. П. — Илйас б. Йахйа’ ар-Руми (XV в.), завершив учебу в Бухаре, был назначен султаном Мурадом II (1421-1444) преподавателем (мударрис) в мадрасу г. Мерзифон. Представители школы ар-Руми— Мухаммад б. ал-Хасан ас-Самсуни (ум. в 1514-15 г.), Са‘д Аллах б. ‘Иса Са‘ди-эфенди (ум. в 1538-39 г.)— впоследствии занимали высокие посты в Османской империи.
О характере образования и круге научных интересов М. П. косвенно может свидетельствовать известная библиотека его имени. Собственные сочинения М. П. показывают, что он активно пользовался рукописями из этой библиотеки. Главным признаком принадлежности к ней книг служат оттиски печатей вакфа изготовленные в конце XVIII — начале XIX в. До сих пор в четырех государственных и двух частных собраниях мира выявлено 122 сочинения, отмеченные этими печатями. По старым пометам, имеющимся в рукописях, установлено, что древняя часть библиотеки восходит к бухарским садрам (XII в.). Затем она перешла к вышеупомянутому Хафиз ад-дину ал-Кабиру и долго оставалась в его семье. В 1407-08 г. на ее содержание были выделены вакфы. Распорядителем вакфа стал М. П., затем эта функция перешла к его сыну Абу Насру.
Намеки письменных источников на политическую деятельность М. П. так скудны (либо относятся к более позднему времени), что нет оснований утверждать, что уже при нем хваджаган перешли к политической активности времен хваджи Ахрара (1404-1490).
Сочинения М. П. изданы только частично и не всегда критически. Полного перечня их пока нет. В предисловии Н.Тосуна к его переводу Рисала-йи кудсийа представлен список, дополненный Ю.Паулем во введении к изданию Рисала-йи дар байан-и зикр-и джахр. В приведенном ниже перечне названы лишь некоторые рукописи, хранящиеся в России и Узбекистане (нельзя исключать и вероятность повторов — одни и те же сочинения могли быть указаны под разными названиями). Ряд трудов М. П. представляет собой извлечения, прежде всего из его Фасл ал-хитаб. Монографического исследования творчества М. П. пока нет.
Не изданы: Фасл ал-хитаб ли-васл ал- ахбаб: много рукописей, литографированное издание (Таш., 1913), перевод на современный турецкий язык, Дж.Мисгарнижад готовит сочинение к изданию в Тегеране. Автограф отмечен S.Laugier de Beaurecueil в Кабульском музее. А л-Ф усул ас-ситта: труды М. П. по комментированию Корана (тафсир), полного комментария, кажется, нет. Сохранились тафсиры на суры 97-104 и на суру ал-Фатиха. По-видимому, автограф комментария на восемь сур хранится в Таш ¬ кенте (И В А Н РУз, 2180, не каталогизирован). Макамат-и ‘Ала’ ад-дин ‘Аттар: изречения этого шайха, не содержащие никаких биографических сведений (ИВ АН РУз, 2520/II, СВР , III, 2420). Рисала-йи кашфийа: краткое изложение мистических верований (ИВ АН РУз, 8183/VI, СВР, VIII, 5969). Рисала-йи махбубийа: очень краткое изложение (ИВ АН РУз, 84/II, СВР, III, 2428; СПб., РНБ, 612). Шарх-и хакк ал-йакин. Рисала фи-л-мазарат / Ахвалат-и Макка-йи му‘аззама / Рисала дар аусаф-и Ка‘ба-йи му‘аззама ва-Макка-йи муджаззама: описание святых мест в Сирии, Ираке и Мекке (СПбФ ИВ РАН, С1351, С2210; Рук. СПб ГУ № 386, л. За-6б; ИВА НРУз, 1844/1V — последние два не каталогизированы). Рисала-йи мунтахаба мин‘акида Аби-л-Касим ас-Самарканди (СПб ., РН Б, 73; автограф хранится в Тегеране, Senat-Sina, 228/IV): извлечение из описания религиозных воззрений названного богослова.
Следующие сочинения, по всей вероятности, извлечения из Фасл ал-хитаб: Рисала-йи тахкик аз-заман, или Рисала фи тахкик аззаман ва-л-макан; Рамз ал-актаб. Не названные Н.Тосуном сочинения: Дар байан-и нийатха; Хафтад-у се фирка (ИВ АН РУз, 10870/Ш, л. 2846-3056, не каталогизирован; связь с Рисала-йи мунтахаба мин ‘ акида Абил-Касим ас-Самарканди пока не выяснена).
По фикху: Шарх-и Фикх-и Кайдани (к сочинению Лутф Аллаха ан-Насафи, ИВ АН РУз, 4846/II, л. 516-1206, не каталогизирован); Насаб аш-шайх ал-имам маулана Садр аш-шари‘ а (араб.).
Для Шарх-и хавасс-и намаха-йи худай, или Шарх-и асма’ Аллах, а также Рисала-йи иман авторство М.П. точно не установлено.
Издания и современные переводы: Тухфат ас-саликин. Дели, 1970; Рисала-йи кудсийа. Изд. Тахир-и Ираки. Тегеран, 1975 (с обширным предисловием); То же. Изд. Малик М ухаммад Икбал. Равалпинди, 1975; Mohammed Bahaeddin Hazretlerinin Sohbetleri (тур. пер.), Necdet Tosun. Istanbul, 1418/1998; Фасл ал-хитаб. Tevhide Giri (тур. пер.), АН Husrevoglu. Istanbul, 1988; Jurgen Paul. M u ¬ hammad Parsa: Sendschreiben uber das Gottesgedenken mit vemehmlicher Stimme // MCRCA. Vol.3, 2000, 3, 5-41. Издания сочинений со спорным авторством: Шарх Фусус ал-хикам. Изд. Джалил Мисгарнижад. Тегеран, 1987-1988; Анис ат-талибин ва-‘уддат ас-саликин. Изд. Халил Ибрахим Сари Оглы. Тегеран, 1993 (приписывается некоему Салаху б. Мубараку ал-Бухари).
Лит-pa: Г.И.Костыгова. Персидские и таджикские рукописи Государственной публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Л ., 1968; А.Б.Халидов. Рукописи из библиотеки Мухаммада Парса//ПВ. 1994, вып. 6, 506-519; S.Laugier de Beaurecueil. Manuscrits d’Afghanistan. Le Caire, 1964; Robert McChesney. Parsaiyya // El, NE , 8, 20; A.Monzavi. A Catalogue of Persian Manuscripts. Teheran, 1349/1970; H.Algar. Reflections of Ibn Arabi in early Naqshbandi tradition // Journal of the Muhyiddin Ibn Arabi Society. 1991, № 10, 45- 66; P a u l. Doctrine; Ashirbek Muminov, Šovosil Ziyadov. L’horizon intellectuel d’un 6rudit du XV-e siecle: nouvelles découvertes sur la bibliothèque de Mohammad Parsa // A.Muminov (ed.). Patrimoine manuscrìt et vìe ìntellectuelle // CAC , 1999, № 7, 77- 98; M.Subtelny. The Making of Bukhārā-yi Sharif: Scholars, books and libraries in Medieval Bukhara (The Library of Khvāja Muhammad Parsa) // Studies on Central Asian History in Honor of Yuri Bregel/ Ed. D.DeWeese. Bloomington, 2001, p. 79-111.
А.К.Муминов, Юрген Пауль