Мюридизм (от араб. мурид — «желающий следовать [суфийскому пути]», «ученик [суфийского шайха]») — принятое в дореволюционной и советской литературе определение мусульманского повстанчества на Северном Кавказе XIX в. Обычно к М. относят массовое религиозное движение, которое привело к созданию Имамата Нагорного Дагестана и Чечни (1828–1859); реже — антироссийское восстание 1877 г. и даже «антисоветский мятеж» 1920–1921 гг. дагестанского религиозного и политического деятеля Наджм ад-дина Гоцинского (ал-Хуци). Понятие М. сложилось среди русских учёных, военных и политиков в период Кавказской войны (1817–1864). В нём заметно влияние французской ориенталистики 1-й половины XIX в. М. отождествляли с братством накшбандийа, сближая имамов Дагестана и Чечни с суфийскими шайхами, а их последователей — с муридами братства. В М. воплотилось характерное для колониального востоковедения представление об агрессивности ислама. Джихад (в узком понятии «войны за веру») считали главным лозунгом движения, а его целью — строительство теократического государства (араб. имамат). Такой взгляд на М. господствовал до конца ХХ в.
С исламоведческой точки зрения понятие М. не очень грамотно. Оно не отличает тасаввуфа от шари‘ата, преувеличивает политическое значение суфийских братств на Северном Кавказе. В действительности мусульманское повстанчество не опиралось на сеть подпольных отделений накшбандийи. Ни один из имамов не оставил суфийских сочинений и не был включен в современные им генеалогии (араб. силсила) суфийских шайхов. Гази-Мухаммад (ум. в 1832 г.) и Шамиль (1797–1871) были лишь муридами накшбандийских шайхов Мухаммада ал-Йараги и Джамал ад-дина ал-Гази-Гумуки. Четвёртый имам Мухаммад-хаджжи (повешен в 1878 г.), похоже, не входил в братство, хотя и являлся сыном накшбандийского шайха ‘Абд ар-Рахмана Согратлинского (ас-Сугури), а Гамзат-бек (Хамза-бек, 1789–1834) вообще не был связан с братством. Наджм ад-дин ал-Хуци (Гоцинский, 1859–1925) был очень близок с шайхом Узун-хаджжи ас-Салти (ум. в 1920 г.), но сам, по всей видимости, не являлся суфийским наставником. Гвардия Имамата, известная под именем на’ибских или шари‘атских муридов, тоже не принадлежала к братству.
Вместе с тем нельзя отрицать, что тасаввуф оказал сильное влияние на мусульманское повстанчество. Проникновение на Восточный Кавказ во 2-й половине XVIII в. ветви халидийи братства накшбандийа-муджаддидийа, обновлённой шайхом Дийа’ ад-дин Халидом (1778–1826) и продолженной его преемниками Исма‘илом ал-Курдамири и Хасс-Мухаммадом аш-Ширвани, привело к распространению суфийских идей и организационных принципов во внесуфийской среде. Система личных связей учеников с наставниками была использована в военно-политической организации Имамата. При этом суфийская этика наложилась на идеи реформаторского шари‘атского движения, выступавшего за очищение ислама от «немусульманских» обычаев (араб. расм, ‘адат) и «недопустимых новшеств» (араб. бида‘, мн.ч. от бид‘а), укоренившихся в быту местных мусульман под влиянием связей с русскими. Понятие мурид приобрело значение мусульманина, следующего нормам шари‘ата. В отличие от муридов братства (иттиба‘ийа), муридов Имамата стали называть шари‘атскими.
В братстве накшбандийа-халидийа не было единого мнения о джихаде и использовании тасаввуфа в государственном строительстве. Шайхи Мухаммад ал-Йараги (ум. в 1838 г.) и Джамал ад-дин ал-Гази-Гумуки (ум. в 1869 г.), а позднее ‘Абд ар-Рахман ас-Сугури (1792–1882) поддержали войну за веру и бежали с земель, контролировавшихся русскими (араб. дар ал-харб), на территорию под властью мусульманских правителей Имамата (араб. дар ал-ислам). Они рассматривали шари‘ат как подготовительную стадию для принятия учения братства (тариката) и дальнейшего пути суфийя вплоть до постижения им божественной истины (араб. хакика). Группировка шайха Махмуда ал-Алмали (1810–1877) выступала против вооружённого сопротивления России. Она считала учение братства опорой мусульман на пути к шари‘ату. Подобную квиетистскую позицию в вопросе о джихаде заняли кадиритские и шазилитские шайхи, появившиеся на Северном Кавказе во 2-й половине XIX — начале XX в., в первую очередь Халид Сайф Аллах-кади Башларов (1853–1919) и Хасан Хилми Кахибский (ал-Кахи, расстрелян в 1937 г.). Полемика между суфийями выразилась в спорах об обрядовой стороне практики богопоминания (араб. зикр). Последователи согратлинского шайха допускали к исполнению публичного «громкого» зикра шари‘атских муридов, а их противники видели в этом профанацию тасаввуфа, придерживаясь «тихого» зикра сердца.
Не замечая различий между группировками северокавказских суфийев, российские военные и гражданские чиновники объединяли всех их под единым понятием М. После Кавказской войны они боялись тасаввуфа как непримиримого врага российской государственности. Пытаясь искоренить мусульманское повстанчество, они сделали ставку на поддержку ‘адата в ущерб шари‘ату. Такой политики придерживался победитель Шамиля наместник Кавказский князь А.И. Барятинский (1856–1862). Во 2-й половине XIX в. М. стал одной из устойчивых антиисламских фобий в России (наряду с «зикризмом», как называли движение кадиритского шайха Кунта-хаджжи [ум. в 1867 г.], «ишанизмом» в Средней Азии и появившимися к началу ХХ в. «панисламизмом» и «пантюркизмом»). Понятие М. дожило до советского времени и не раз служило орудием политического преследования мусульман в Российской империи и СССР. Оно использовалось, в частности, в фатвах 60–80-х гг. ХХ в. Духовного управления мусуль мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) и Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) против суфиев. Тут М. (муридийа) выступал синонимом тасаввуфа, осуждаемого как «недопустимое новшество» (бид‘а), запрещённое согласно шари‘ату.
Лит-ра: Джамал ад-дин ал-Гази-Гумуки. Ал-Адаб ал-мардийа фи-т-тарика ан-накшбандийа. Петровск, 1904; Илйас ал-Цудахари. Суллам ал-мурид. Казань, 1904; Мухаммад ал-Йараги. Асар аш-шайх ал-Йараги. Темир-Хан-Шура, 1910; ‘Абд ар-Рахман ас-Сугури. Машраб [ат-тарика] ан-накшбандийа. Темир-Хан-Шура, 1910; Хроника Мухаммада Тахира аль-Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля. М.–Л., 1946; [Сборник фатв ДУМСК. Б.м., б.г.]; Мактубат ал-Кахи ал-мусамма васа’ил ал-мурид фи раса’ил ал-устаз ал-фарид. Дамаск, 1998; Н.В.Ханыков. О муридах и муридизме. Тифлис, 1847; А.К.Казембек. Мюридизм и Шамиль // Русское слово. СПб., 1859, № 12; М.Махмудбеков. Мюридическая секта на Кавказе // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1898, вып. 24; Н.А.Смирнов. Мюридизм на Кавказе. М., 1963; М.Кемпер. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане // Подвижники ислама; Gammer. Muslim Resistance to the Tsar; Zelkina. In Quest for God and Freedom; A.Knysh. Sufism as an Explanatory Paradigm. The Issue of the Motivations of Sufi Movements in Russian and Western Historiography // Die Welt des Islams 2002. Vol. XLII, 2; idem. al-Kabk // EI, 2004, suppl. vol., fasc. 7–8; C.P.Sidorko. Dschihad im Kaukasus. Antikolonialer Widerstand der Dagestaner und Tschetschenen gegen das Zarenreich (18. Jahrhundert bis 1859). Wiesbaden, 2007.
В.О.Бобровников, Михаэль Кемпер